Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - выдающийся чешский педагог-гуманист, теолог и общественный деятель.
Составленные им учебники использовались в школах различных стран на протяжении полутора веков. Именно Коменский ввёл понятия начала и конца учебного года, разделил год на четверти, определил продолжительность учебного дня, разработал классно-урочную форму обучения.
Коменский предупреждал, что без примера ничему не научишься, и издал первый иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках»
http://nesudobro.ru/library/book/komensky.pdf.
Будучи гениальным педагогом-провидцем, он уже 350 лет назад выдвинул актуальную ныне идею межпредметных связей: «Всё имеющее между собой связь, должно быть преподаваемо одновременно, параллельно друг с другом».
Стремясь сделать образование доступным всем детям,
Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или
гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными
«семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть
академия - высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.
Коменский рассматривал дошкольное воспитание как период подготовки к дальнейшему систематическому обучению в школе. Он считал, что
материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений, и детально очертил весьма обширный круг элементарных знаний об окружающем мире, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста. Так, в области естествознания к семи годам ребенок должен знать, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и пр., различать солнце, луну, звезды, знать, когда дни длинные и когда короткие. В области математики ребенок должен научиться считать до 20, знать числа четные и нечетные, понимать, что 7 больше 5, а 15 больше 13; усвоить понятия «длинный», «короткий», «широкий», «узкий», знать основные фигуры - круг, квадрат, крест, основные меры длины и объема - шаг, локоть, четверть. Географические познания включали понимание того, что такое город, деревня, поле, сад, знание названия своего села или города. Кроме того, следовало знать времена года, понимать термины «час», «день», «неделя», «месяц», «год».
Советуя матерям развивать память и мышление детей, Коменский рекомендовал в доступной форме знакомить их с началами истории, экономики, политики, общественными отношениями. Он советовал не только воздействовать на память ребенка, но и главным образом развивать у него осмысленное восприятие и понимание явлений окружающего мира.
Многие положения Коменского - о физическом воспитании, о развитии речи и мышления, о воспитании нравственных качеств явились важным вкладом в развитие мировой педагогики. Выдающийся труд Я. А. Коменского
«Материнская школа», написанный почти три с половиной века назад, был первой и блестящей попыткой создания теории дошкольного воспитания, положившей начало продуманной и организованной работе с маленькими детьми в соответствии с их возрастными особенностями.
https://i-gnom.ru/books/doshkolnaya_pedagogika/dshped27.html