Контроль в обучении РКИ

May 08, 2019 23:31


Из статьи В.В. Добровольской «Место и роль контроля в системе обучения РКИ»



https://spbu.ru/news-events/novosti/populyarnost-testirovaniya-po-russkomu-yazyku-vyrosla-na-30

Если мы будем строить тематический ряд слов, начав его со слова «контроль», то перед нами могут предстать два его варианта. Первый: «контроль, волнение, стресс, напряжение, ошибка, недочеты, недоработка». Второй: «контроль, собранность, концентрация, осознание, обобщение, демонстрация достижений...». И если первый ряд представляет собой норму обыденного сознания, то второй реализуется только тогда, когда контроль занимает должное место в учебном процессе, когда он методически обоснован и, если можно так выразиться, признан учащимися как необходимая часть занятий.

Поэтому прежде чем приступать к организации контроля на конкретном курсе обучения преподавателю важно, на наш взгляд, определиться с некоторыми общими методическими позициями в области контроля, с определенными закономерностями его проведения.

Начнем наше рассуждение с того, что определим место и роль контроля в учебном процессе в целом. Под контролем мы будем подразумевать внешнюю форму обратной связи обучающего и обучаемого, имеющую своей целью проверку степени усвоения языкового материала курса и определение уровня сформированности навыков и умений его использования в речевом общении. Контроль - неотъемлемая часть учебного процесса, органически связанная с другими его частями и регулирующая систему обучения через показатели полного или неполного усвоения изучаемого материала.

Как известно, формула обучения, данная еще Яном Амосом Каменским, звучит так: «Дал, проверил (взял), снова дал». Эти слова, ежедневно подтверждаемые педагогической практикой, обозначают, что контроль сопровождает каждый шаг обучения. Каждый фрагмент курса - будь то единица языкового материала любого ранга или информативная единица любого состава - должна возвратиться в процессе обучения по каналу обратной связи, т. е. пройти стадию контроля. Если сформулировать эту идею вполне точно, то более корректно было бы говорить не о месте контроля в учебном процессе, а о контролирующей стороне самого учебного процесса. При этом следует подчеркнуть, что эта часть (сторона) учебного процесса по времени ее выполнения и особенно по тем усилиям, которые требуются для ее организации и проведения и от преподавателя, и от учащихся, не уступает обучающей части курса. 

тест, контрольная

Previous post Next post
Up