Как организовать работу с глаголами с приставками

Jan 26, 2018 13:16

Ещё одна интересная и непростая тема в русском языке - глаголы с приставками: прочитать, зачитать, вчитаться, перечитать, вычитать ... Набрать, забрать, разобрать, разобраться ... Вбить, забить, выбить ...

Этих слов очень много. Каждый раз приставка либо вносит новый оттенок в значение глагола, либо полностью меняет значение исходного глагола. Нам хорошо известно это по глаголам движения, но ведь есть и огромное количество других глаголов!

Эта тема занимает одно из центральных мест на уровне В2 - С1. Это можно увидеть и в заданиях учебников, и в вопросах тестов. На данном этапе иностранец уже довольно уверенно владеет русским языком, у него уже сложилась довольно прочная база. А поэтому уже можно чаще предлагать самостоятельно работать с материалом.

Если у вас группа учащихся, вы можете "раздать" каждому по глаголу: один получит "читать", другой "писать", третий - "брать" и т.д. Учащимся нужно найти все приставочные дериваты к этим глаголам, придумать к ним примеры и написать значения. Так как уровень владения языком уже достаточно высокий, можно прибегать и к словарям для русских. А затем составить несколько своих упражнений с этими глаголами, чтобы затем их постарались выполнить одногруппники. Задания могут быть следующие: дополните предложения глаголами в правильной форме; соедините слова в правом или столбике, чтобы получились верные словосочетания; выберите нужный вариант и др. Изначально нужно чётко определить количество глаголов, которые нужно взять (пять - десять в зависимости от того, насколько сильная группа) и дать образец задания (например, 10 предложений с пропущенными глаголами, которые нужно дополнить; 10 предложений с пропущенными глаголами и тремя вариантами ответов - нужно выбрать правильный).

Конечно,сначала эти рабочие листы должен внимательно посмотреть преподаватель, чтобы в них не было ошибок, малоупотребительных и стилистически некорректных выражений.

Думаю, что такая форма работы очень эффективна и должна понравиться учащимся, да и преподавателю тоже, потому что поиск и создание собственных матриалов гораздо интереснее выполнения готовых заданий из учебников.

А из самых удачных упражнений можно составить сборник. Каждому было б приятно стать соавтором пособия.



Картинка: http://www.abc-russian.com/2015/08/50-shades-of-russian-verb.html

Подскажите, пожалуйста, в чем разница между глаголами "дать" и "подать"? Смысл понятен: можно дать деньги, подзатыльник, подсказку, а подать можно документы, заявление и деньги, кстати, тоже. Подать на стол. Но вот как объяснить принципиальную разницу?
Смотрите о "подать" здесь: http://gramota.ru/slovari/dic/?word=%EF%EE%E4%E0%F2%FC&all=x
"Подать" может выражать более вежливую просьбу, употребляться в значении "накрыть на стол", когда речь идёт об официальной передаче документов и др.
Я бы предложила запомнить несколько значений глагола "подать":
1. "Подайте, пожалуйста" - вежливая просьба передать что-то.
2. подать документы (на визу) - дать в официальные органы;
3. подать обед на стол - т.е. накрыть, поставить блюда на стол;
можно добавить другие.

"Подать заявление в ЗАГС"


глаголы

Previous post Next post
Up