Подошёл к концу первый семестр, впереди экзамены. В первую зимнюю сессию студенты подготовительного факультета сдают экзамен базового уровня (А2), включающий пять субтестов: лексико-грамматический тест, чтение, аудирование, письмо, говорение. Экзамен занимает два дня.
Основым учебником, по которому мы работаем со студентами, является "Дорога в Россию". За первый семестр мы прошли первые две части этого учебно-методического комплекса при интенсивности занятий 28 академических часов в неделю (14 пар).
Первая часть позволяет освоить русский язык в объёме элементарного уровня (А1), вторая - в объёме базового уровня (А2). По окончании первой книги предполагается, что студенты знают все падежи существительных, виды глагола (в учебнике приводится достаточно большое количество глагольных пар), основные глаголы движения. Во второй части значительно усложняется лексическое наполнение заданий, тексты объёмные и информативные. В полном объёме вводится падежная система, уже вместе с прилагательными. Надо отметить, что не все учебно-методические комплексы придерживаются именно такой концепции. Например, в учебнике "Поехали!" падежи существительных и прилагательных вводятся поэтапно, но параллельно.
Поэтому вполне возможно, что вашим ученикам будет сложноват переход от первой части к второй: очень уж различный объём информации приводится в двух книгах. Чтобы избежать подобных сложностей, можно уже во время работы с первой частью учебника потихоньку вводить и падежи прилагательных, используя материалы других пособий (например, "Поехали!"). Так вы в значительной мере облегчите и сделаете более эффективным процесс обучения ваших студентов.
У меня две группы. В одной все студенты (10 человек - 5 девочек и 5 мальчиков) из Вьетнама, уровень обучаемости и мотивированности у них очень высокий, все идут достаточно ровно, нет отстающих.
Вторая группа гораздо менее однородна. В ней собрались представители разных национальностей (студенты из Китая, Монголии, Нигерии, Боливии, Египта, Мозамбика). Всего 8 человек. Группа разноуровневая. Есть студенты, которые уже изучали русский язык в школе, один из учащихся уже до этого год жил в России; есть те, кто приступили на подготовительном отделении к изучению русского языка с "нуля". Есть те, кто очень быстро схватывает материал, легко запоминает новые слова, некоторым же учение даётся тяжелее. Но за семестр все подтянулись, и, кажется, никому не было скучно.
На занятиях стараемся говорить только по-русски. Изредка используем язык-посредник - английский, чуть-чуть испанский.
Дополнительные упражнения по грамматике берём в пособии С. А. Хаврониной "Русский язык в упражнениях".
Кроме того, уже в первом семестре у ребят начинаются уроки по специальности: математика, черчение. Некоторое количество часов мы отводили также на изучение языка специальности. В этом нам помогал учебник по научному стилю речи "Русский язык будущему инженеру" (авторы: Е. В. Дубинская, Т. К. Орлова и др.).
Вот такая насыщенная и непростая программа :)