Моя мать и я больше доверяем собственным рукам, чем умной технике. Предел высоких технологий для мамы швейная машинка «Зингер» одна тыща восемьсот девяносто восьмого года выпуска, для меня иголка и крючок, две спицы уже слишком сложно. Нет, конечно, меня можно было натаскать, как обезьянку, тыкать кнопки и крутить верньер ферментёра, чтобы вон та звёздочка не выходила из вон того кружочка я крутила и ощущала себя повелителем стихий. И я научилась худо-бедно договариваться с компьютером после того, как мне поклялись, что он не взорвётся, если я, не приведи господи, нажму не на ту клавишу, и показали волшебную команду «Управляю я». А мама освоила один электронный прибор читалку. Частично. Умеет включить, открыть нужную книгу, закрыть и выключить. К компьютеру она соглашается подойти, только чтобы посмотреть фильм, полюбоваться фотографиями, сделанными сыном, и поработать «свежей головой» вычитать, чего понаписывала дочь.
И вот однажды я загрузила в мамину читалку роман
«Сновидец» фантастически талантливого
Алексея Ефимова. Действие романа происходит в виртуальном мире, а герой... Впрочем, я уже объясняла в аннотациях к «Сновидцу».
Чего не сотворишь со скуки. Даже вот такую игрушку, запретную, но забавную: маленький плоский мир, почти как настоящий, населённый живыми куклами, почти разумными. Правда, эти красивые создания ленивы и нелюбопытны, одичали до каменного века и стремительно вымирают а чего ещё ждать от кукол?.. Гений всегда нежданное диво. Лохматый дикарь в неукротимой жажде познания сокрушит все табу, обратит поражение в победу и падение во взлёт, и расправит крылья, взломав скорлупу игрушечного мира, и взглянет в глаза своему создателю.
Написано в серьёзных книгах, что для формирования и реализации великого гения, изменяющего мир, необходима куча условий: a) культурная семья, дабы с пелёнок дать вундеркинду блестящее образование; b) просвещённые учителя, дабы набить голову будущего титана мудростью веков; c) круг передовых единомышленников, этакий Царскосельский Лицей, дабы роскошью человеческого общения огранить наш алмаз в бриллиант; d) общество, нуждающееся в решении грандиозных задач, дабы поставить их перед восходящей звездой. И ещё много чего. Но взгляните вот на этого босоногого и полуголого юного дикаря... Стой, зараза, куда понёсся с луком наперевес?!. Ладно, вернётся когда-нибудь, здесь у него девушка. Он не читал умных книг он неграмотный, как и всё его первобытное племя. Не было у него ни мудрых родителей, ни просвещённых учителей в племени нет людей старше 30 лет. И неоткуда взяться лицею в его родных горных лесах. А безмятежные соплеменники озабочены лишь одной грандиозной задачей: кто бы унял этого лохматого обормота с его громокипящим любопытством и фонтаном фантазий. Да он вообще понятия не имел, что он гений, призванный изменить мир! Парень его просто изменил.
Мне было страшно любопытно, как ориентированный на факты логик, ясный, острый, трезвый дух-разум с натурой авантюриста и стальным характером, абсолютно ничего не знающий о виртуальной реальности, воспримет этот глубокий, сильный и страшный текст. Почти то же, что подсунуть Леонардо Кандинского или Пушкину Харитонова. Что может быть интереснее? Я ожидала неожиданностей.
Но всё оказалось ещё страньше, любопытственнее и чудесатее, чем я могла предположить.
Мама оценила ефимовский стиль, напоминающий безыскусно живые записки натуралиста и вызывающий такое же ощущение, почти телесное, достоверности происходящего в тексте. Ей очень понравились герой и его соплеменники. Её пленила их растворённость в блаженстве плоти мама знает радость сильного, ловкого, гибкого, гормонально гармоничного тела, восторг физического бытия.
Беспощадные сцены пыток и сражений, возмущающие многих читателей, мама приняла как должное наоборот, отметила милосердие героя к врагам. Я убедилась: для человека, знающего, что такое война, пережившего блокаду, логика войны в книгах Ефимова естественна и несомненна.
Маме решительно не хватило истории одичавшего племени Глаз Неба, конкретных фактов: почему и как деградировал такой талантливый народ. Один только обычай ранней смерти для неё недостаточная причина. Для меня достаточная, и мы с нею подра. обменялись весомыми аргументами, но остались каждая при своём мнении.
А вот переход героя из виртуального мира в реальный она восприняла как переход из мира реального в потусторонний. А всякие истории о потустороннем мире мать на дух не выносит. Мне виртуальная реальность знакома только по книгам, но я, как могла, рассказала, что это такое, завершив объяснения главным доводом:
И ярчайший знак, сигнализирующий читателю, что мир Глаз Неба создан компьютером зависание этого мира вокруг героя, дух-разум которого стремительно растёт. Так бывает в компьютерных играх, когда у процессора не хватает памяти, когда не тянет видеокарта. Это характерный, именно и только компьютерный симптом.
И тут мать фыркнула:
Почему только компьютерный? Самый что ни на есть реальный. Разве ты никогда не замечала?
Оказывается, время от времени, всегда в людных местах (в магазине, например, или на остановке автобуса), мир вокруг неё на полминуты минуту останавливается. С выключением звука. До двадцати восьми лет, до клинической смерти, она таких зависаний не замечала.
Прежде мама об этом не упоминала, потому что считала явлением естественным, свойственным всем, а стало быть не таким уж важным, странным или интересным.
Так тексты минувших времён могут обмануть историков: в книгах, как правило, не называются реалии обычные и обыденные, само собой разумеющиеся и для автора, и для его современников. Эллинская тёрка для сыра, например. Средневековый ночной горшок. Ножницы или расчёска. Зубную щётку автор упомянет, только если герой забыл взять её в поездку.
Так в каком же мире мы живём? Насколько малую его часть воспринимает каждый из нас? Насколько разные части мы воспринимаем? Насколько отличаются друг от друга наши картины мира? И если сложить их все получим ли мы голограмму реальности или груду неверных проекций? Притча о слоне и слепых, говорите? Ха, там всё-таки был слон...