Будь у меня девять жизней

Jun 18, 2015 18:14


Всякая логическая последовательность ведёт к дьяволу.
Эренфест.

Еду, рассчитываю дней через восемь быть дома. Прекращай мыться.
Наполеон – Жозефине.

Человек – тварь семиотическая. Для него всё сущее и мыслимое, все и каждый могут быть знаками самих себя. Носителями значения и смысла.
    ( Но невозможно )

2015, Люди и знаки

Leave a comment

Прогулка в «Саду расходящихся тропок» (С) Хорхе Луис Б ucmok_peku June 18 2015, 20:54:51 UTC
"Нечто близкое по смыслу к принципу дополнительности постулировал основатель деконструктивизма, французский философ и теоретик литературы Жак Деррида (1930-2004). Деррида считал, что любой текст содержит в себе гораздо больше того, что предполагал вложить и вложил в него автор (сказанное хорошо иллюстрирует история развития религиозных конфессий, в основе которых лежит тот или иной текст - к примеру, Тора, Библия, Коран, толкователи которого с течением времени находят в нем все новые и новые смыслы.). Более того, наиболее значимые, генерирующие новые смыслы фрагменты произведения зачастую являются таковыми вовсе не по воле автора. Поиск именно таких фрагментов Деррида считал основной целью чтения текста - отдавая при этом себе отчет в том, что его собственное прозрение никак не является привилегированным и подчиняется все той же логике авторской слепоты и читательского прозрения. Он указывал на то, что инсайт у читателя зачастую возникает при чтении именно того фрагмента текста, смысл которого оказался скрытым для его автора. Секрет в том, что любой написанный автором текст является лишь проводником смысла, а суть его, замысел автора лежит вне этого текста, в некой смысловой структуре, существующей за этим текстом.
Секрет в том, что у любого, даже самого примитивного текста есть подтекст - и каждому читателю этого текста подтекст также раскрывается каждый раз свой. Настолько же уникальный, насколько уникальны, не похожи картины мира этих читателей.
Таким образом, можно выделить два смысла:
СМ0 - смысл, который автор вложил в текст;
СМi - смысл, который извлек из текста i-й читатель.
При этом созданный автором текст является инструментом, используя который i-й читатель создает свой СМi , в общем случае не совпадающий с вложенным автором СМ0 - в той мере, в которой картина мира автора не совпадает с картиной мира читателя. Принципиальная невозможность передачи текстом смыслов (о которой мы уже говорили на Входе в книгу) заключается в следующем: СМ0 формируется из совокупности представлений, потребностей, интересов и опыта автора, и лишь малая часть всего перечисленного находит отражение в тексте, при том что СМi образуется в процессе интерпретации текста i-м читателем за счет привлечения всей совокупности уже своих представлений, потребностей, интересов и опыта.

«Каждый стих - вместилище Истины. Просто нам не дано понять, какой именно и о чем... Мы ведь знаем гораздо больше, чем понимаем».
(Витицкий С. Поиск предназначения, или двадцать седьмая теорема этики. Миры братьев Стругацких. М.: АСТ. 2008. С. 514.)

Таким образом, считал Деррида, автор и читатель дополняют друг друга: смысл написанного не может полностью совпадать со смыслом, вкладываемым автором, и вскрывается через взаимодействие изготовленного автором текста с изучающим этот текст читателем".

Reply

Re: Прогулка в «Саду расходящихся тропок» (С) Хорхе Луис marjalutra June 19 2015, 01:45:20 UTC
Именно так. Вы узнали и поняли скрытую цитату (в первом варианте у меня вместо звериных троп и были расходящиеся).
Следовательно, читатель вполне способен увидеть и понять - и затем уже творчески интерпретировать - авторские смыслы, и растит ветви своих смыслов на стволе авторских, и Борхес и Деррида правы кое в чём, но отнюдь не во всём. По мне, гораздо точнее о диалоге читателя с текстом (и о диалоге вообще) говорил Лотман.

Reply


Leave a comment

Up