Человек - это слабая душа, обременённая презренной плотью.
Эпиктет.
Любопытное явление, которое я всю жизнь наблюдаю в реальности, но впервые отследила и осознала как реальную проблему в текстах Стругацких.
Человек - вполне человек, если он выше головы. Если ему хотя бы изредка открывается выход в сверхсознание, в интуитивно-синтетическое,
(
Read more... )
Да и "неловко" ему было именно рассказывать, не участвовать. По-моему, вся эта крутота не склеивается с образом Жилина.
Он не маленькая девочка, конечно. Но он - аскет в предельной степени. Уверен, что он "выше", что ему "не надо". Из него крайне обычные вещи могли полезть и поразить; ужасы-пытки-насилие-кровь-кишки-распидорасило - по части Мака Сима, быть может, по части Корнея - вполне, по части Руматы - легко, а с Жилиным, которому "неловко" - не вяжется))
И потом, ведь говоря с начальством, он не сказал: ужас, кошмар, тёмные бездны, тартар. Он сказал: а вы попробуйте, чтобы потом громко и внятно рассказать об этом товарищам - да и с некоторым внутренним смешком)) Форменная порнота, полагаю)) С лёгким привкусом глумежа. Поэтому и мил мне Жилин.
Забавно, что прекрасными миры Стругацких мне не казались никогда. Некоторые герои вызывали мучительно сильную симпатию и ярость на авторов за несправедливость - как Гаг тот же. Сама картина наводила на тяжёлые мысли. Но вот не наслаждался я ими, это точно.
Тёмное светлое будущее))
Reply
К тому же сексуальные фантазии тем и ужасны, что не имеют моральной оценки ВООБЩЕ. Ты и сам видишь, как это выглядит, вытащенное "в снятом виде" в текст фикоперами: посторонние люди блюют дальше, чем видят, а заядлые участники игры онанируют вприсядку. Потому что посторонние оценивают садомазо с тринадцатилеткой как преступление, а участники игры - как фантазм.
И оттого после таких видений бывает неловко, но не страшно. Подсознание отключает оценку этих видений нашим "Сверх-Я" с его жестокими табу, такова защитная система либидо. Только ханжа, монах, святой, словом, человек с неотключаемой оценкой может обличить сам себя за страшный грех, которого не было, который и совершался-то лишь в подсознании "греховодника".
Жилин, мне кажется, не монах. Он где-то на пути в эту степь, однако для выключения защит психики ему не хватает молитв и умервщления плоти. )))
А я в детстве не понимала, в чем проблема, что не так с этим будущим, уж таким светлым. Уж посветлее настоящего! Потом только дошло.
Reply
Он зассал от тепла и дома за белым заборчиком. И он - не странный, он - коммунар, ему нельзя. Это вытеснено гораздо круче и жесточе, чем любая порнуха, от этих "белых заборчиков" уши обрастают шерстью, это именно то, что Мария имела в виду, ИМХО - то самое "личное", которое должно быть растоптано ради общественного. Любовь к жизни, страшнее и презреннее всего.
Ну вот, смотри. С сексом ведь у них проблемы поголовно - ни разу не описаны хоть сколько-нибудь достоверные сексуальные отношения, я уж о любви не говорю. Румату - того буквально воротит. Мак - здоровый мужик, молодой - не интересуется, будто система выключена. У многих в прошлом - как у той демонической женщины, не то надлом, не то разрыв. Хохма-то в чём... ну ладно, за Руматой отцы-командиры следили круглосуточно, но Мак тот же мог оторваться с девочками по полной программе. Нет. Ему не хочется, не интересно, неприятно.
Зато. Убийство беззащитных? Легко. Румата Окану убил - как ножом пырнул; беззащитная она была? Перед ним - абсолютно. И отчёт он себе отдавал. Мак - да стоило ему начать убивать, потом уже остановиться не мог; в самом начале, ещё не копнув глубоко - мечтает об охоте. Как об убийстве именно - гнать, завалить, кровища... Это почти у всех коммунаров в подсознании сидит: убивать либо животных, либо "недочеловеков".
Убийство доверившихся? Обман? Фигня. Подозреваю, что и пыток у многих хватало в анамнезе - да тот же виварий, что он, если не пытки?
Им живое запрещено, коммунарам. А кровь... да на здоровье! На Пандоре можно охотиться на тахоргов, жилище своё черепами украшать. Да и мало ли где кого можно стрелять-резать для пользы дела! И повоевать можно, если чо.
Я в школе ещё спорил о Стругацких с одноклассниками - чуть только не дрался. И книги - наизусть заучены, да. И первая серьёзная литературная, так сказать, дискуссия - "Гад Мак Сим или славный малый". За то, что гад - у, как народ возмущался!
А я его по-другому и не видел.
Reply
Ну а Жилин мне кажется во многом схожим с Руматой. Прогрессор! Куратор нищих духом, убогих и слабоумных. Самый ужасный образ в фантастике, если разобраться. Причем у большинства авторов, поди найди нормального прогрессора, все они какие-то психи с комплексом Бога. (((
И уж во что тот комплекс ударит, какие именно стороны нормальной, природной жизни сочтет неприемлемыми - убийство ли, прелюбодеяние ли, чревоугодие ли, лень ли... Всё это будут добрые старые смертные грехи, перетекающие друг в друга.
Reply
Ага. А у Киры были душистые волосы. Хотя мылись дамы одинаково часто :). Кира, скорее всего, даже реже - у неё ванны не было.
"Причем у большинства авторов, поди найди нормального прогрессора, все они какие-то психи с комплексом Бога. ((("
Далин, "Лестница из терновника" (а у меня где-то был и сравнительный анализ "Лестницы" и "Трудно быть богом"...). Далин, "Моя Святая Земля". Ровная, "Диалоги о ксенофилии". Ровная, "Семейные сцены".
"Всё это будут добрые старые смертные грехи, перетекающие друг в друга".
Вот подлость: человечество изобрело мириады способов пыток и убийств, а в области наслаждений новенького - раз, два и обчёлся.
Reply
На вас вся надежда, ребята! Это я о нормальных прогрессорах, есличо. )))
И о наслаждениях - что тут придумаешь, если ими заведует не "Сверх-Я", а "Оно", тело с его жалкой системой подкрепления зависимости. Либо химия, либо эмоция, бери-хватай-неси и корми синаптическую щель серотонином, пока синапс не обгорит.
Reply
Reply
Reply
Reply
Если человек что-то кормит, оно не Тень, а просто маленький грязный секрет. Качества, которые он не отрицает и не искореняет в себе. Он их просто не выставляет напоказ, только в привате.
Reply
Однако кое-что ты мне таки прояснила. У меня понятие о Тени было какое-то сильно зауженное)
Reply
Reply
"И о наслаждениях - что тут придумаешь, если ими заведует не "Сверх-Я", а "Оно", тело с его жалкой системой подкрепления зависимости. Либо химия, либо эмоция, бери-хватай-неси и корми синаптическую щель серотонином, пока синапс не обгорит".
Ну, есть ещё, скажем так, эндорфиновые радости. Созерцание. Размышление. Чтение. или вот - беседа :)
Reply
А созерцание в этом мире в любых глазах равно лени, по-моему))
Reply
Мне милее "Записки у изголовья" Сэй Сёнагон.
Созерцание - это вообще из другой культуры. Той же японской, например. И, кстати, странно, почему Аркадий Натанович, профессиональный японист-переводчик, ничего из этой культуры не взял, кроме знания "Гэндзи".
Reply
Для крайне неуверенного в себе мужчины, я бы сказал. С выключателем, данным от природы. Конечно, не Окана - Окана-то живое существо, ругучее))) Да ещё и с катышками)))
Reply
Leave a comment