Театральная хирургия

Nov 24, 2012 14:51





Кризис - одно из состояний живого организма. Еще в Древней Греции под кризисом понималось завершение или перелом в ходе некоторого процесса, имеющего характер борьбы.  Наше же общество, похоже, поражено патологическим социокультурным кризисом; своеобразным раком души в той стадии, на которой может помочь уже только хирургический скальпель. Но душа - субстанция эфемерная,  с ножом в нее не залезть. И тогда скальпелем для души становится слово. Особенно слово, сказанное публично.

Красноярский ТЮЗ решился на серьезнейшую операцию - вскрытие проблем повседневной жизни современного подростка, воплотив на сцене социальный проект «Подросток с правого берега» в жанре документального спектакля. Пересказывать суть постановки не вижу смысла, до меня это было озвучено много раз; к примеру здесь: http://expert.ru/russian_reporter/2012/23/obozhzhennyij-yazyik/; здесь: http://press-centr.sibnovosti.ru/conferences/1229; здесь: http://krskdaily.ru/2012/11/events/1day-of-tinager-feodory/ или вот здесь, съемка уже с пресс-показа спектакля: http://www.er-tv.ru/tv/15_minut_v_kulturnom_prostranstve/air/22091/.

Мне же разрешите поделиться своим зрительским впечатлением. И самое первое, чем взяла меня эта работа -  предельная честность во всем. В том, что в кассе театра не продадут билет несовершеннолетнему (у спектакля ограничение 18+); что перед началом спектакля зрителей еще раз честно - нет, не предупреждают; просят! - покинуть зал тех, кто не готов слышать ненормативную лексику. И главное, этим зрителям предлагают решить вопрос с неиспользованным билетом. Актеры честны, принося перед началом спектакля клятву своим донорам в искренности и достоверности передачи их образов и историй. Кстати, использование термина «донор» по отношению к прототипам персонажей тоже роднит  театральный народ с докторами: они не играют спектакль, они врачуют зрителя.

Полтора часа на зрительских скамьях, расположенных на поворотном круге сцены. Без антракта. Без возможности дать себе поблажку и уйти, соскочить с недетской боли, высказываемой нашими детьми. Не отвернуться, не сделать вид, что тебя это не касается - все это время ощущаешь себя то на арене безумного цирка, то на гладиаторской арене. Но чаще - на лобном месте вкупе с беличьим колесом. Неприкрытый ужас бесхитростных рассказов наших детей - рассказов об их обыденности, повседневной жизни - парализует волю и рождает стыд. Стыдно и глядеть в зеркало взрослых персонажей, учителей и родителей: да, вот мы с вами такие. И эти дети - наше с вами порождение в прямом и переносном смысле. Это мы, старшие, ответственны за то, что наши дети сами решают свои абсолютно не детские проблемы; за то, что объясняются совсем не детским языком и смотрят на мир совсем не детским взглядом.  Но поколение сорокалетних,  вырвавшись из тесных советских рамок, позволило себе стать детьми во взрослом состоянии, играя в свои игрушки - машины, бизнесы  (у кого что круче).  А взрослые дети не хотят нести ответственность за других, потому что отвечать - это стать взрослым по-настоящему. Поэтому наши дети вынуждены в своем детском возрасте становиться взрослыми сами. Когда они вырастут, они будут также компенсировать отсутствие детства. И вот это замкнутый круг, который и вращает зрителей от истории к истории, от персонажа к персонажу…

Многие адепты детского театра возмутятся «очередной чернухой», появившейся на сцене, которая, якобы, должна дарить радость детям и учить их добру. Таких я прошу задуматься - а кто еще поможет этим же детям рассказать о самом больном, если диалог с родителями напрямую у них невозможен? Кто способен без прикрас стать подростковым адвокатом?

Я намеренно не касаюсь технической стороны постановки:  режиссерских, художественных решений, актерской игры. По той простой причине, что здесь как раз замыслу сугубо вредна театральность. У всех, занятых в этом проекте другая задача - стать максимально правдивым зеркалом. Это зеркало отразило ситуацию, в которой сейчас находится наше общество. Но, глядя в это отражение, возникает вопрос - а что же дальше? Как выбираться из всего того, что мы создали своими руками?

Мне кажется (да и не только мне), что театру стоит продолжить разговор в этом направлении. Но теперь предложить поразмышлять над тем, как научить взрослых быть взрослыми? И как выросший человек может стать полноценным родителем, если он сам остается ребенком? И где найти ориентиры, чтобы лет эдак через 20 дети в нашем обществе все же были детьми, а взрослые - взрослыми?

Очень хочется верить, что все усилия ТЮЗа не пропадут даром и проект будет услышан родителями современных подростков. И потому после спектакля задала этот вопрос постановщикам - «верите ли в то, что вас услышат?» Потому что главной движущей силой в таких делах является абсолютная вера в свою правоту и необходимость делаемого. Вот тогда вслед за этой верой пойдут и другие.

Previous post Next post
Up