Две недели прошло с момента премьерных показов «Царевича» Ф.Легара. Надо бы уже определиться с мнением по его поводу. И вот на чем я себя ловлю - хочется высказаться в защиту постановки. Да, конечно, претензии, предъявленные к ней в одной из рецензий (
http://www.newslab.ru/review/475545) достаточно справедливы: сама вещь не блещет логичностью либретто; режиссерские решения порою вызывают судорогу в скулах, НО…
Лично с моей, зрительской, субъективной точки зрения, «Царевич» необходим сейчас как самому театру, так и его зрителю. Прежде всего, это глубокий музыкальный материал, дающий возможность вокалистам совершенствовать свое мастерство - а это немаловажно для артистов музыкального театра, не так ли? Потом, персонажи «Царевича» (в отличие от той же пресловутой «Голубой камеи») имеют свою глубину, индивидуальность и яркость; здесь есть, что играть, несмотря на ходульность либретто. 4 состава исполнителей дают возможность большому количеству артистов пройти серьезную школу классического вокала и отшлифовать актерское мастерство. Работа же в таком большом, подвижном ансамбле заставит выстраивать партнерские отношения, налаживать коллективные связи и искать поливариантность подачи образа каждого из занятых артистов.
«Царевич» также вернул в театр настоящий классический балет как полноправного участника действия. Он же, как лакмусовая бумажка, сразу выявил многолетнее отсутствие в театре руководителя балетной труппы, но и показал, что не стоить сводить артистов балета просто к движущейся массовке. Равно как и не стоит, по моему мнению, прощаться с надеждой на полноценные балетные проекты, мечты о которых озвучивались театром лет пять назад.
Что же «Царевич» может дать зрителю? Самое главное - живой театр. Возможность ходить на него не раз и не два, получая каждый раз новые впечатления. Это шанс прийти полюбоваться любимым артистом и изменяющимися от спектакля к спектаклю чертами его персонажа. И не нужно искать в этой постановке какой-либо исторической правды или лжи; какой бы то ни было государственной и национальной принадлежности - «Царевича» этого лишил сам автор. Перед нами романтическая история начала прошлого века; предтеча современных мелодрам и мыльных опер. Она рождает чувства и дарит замечательную музыку. И давайте будем ею наслаждаться несмотря ни на что.
И, как послесловие - ссылка на еще одно очень уважаемое мною мнение, музыковеда Л.Г. Лаврушевой;
http://kaleda.ru/articles/1398. Присоединяюсь ко всем добрым словам, сказанным Любовью Георгиевной в адрес артистов!