Жесткий и непреклонный шеф тайной полиции, ставший «игрушкой» в руках расчетливой красавицы

Jun 28, 2017 13:01



Александр Бенкендорф




Александр Христофорович Бенкендорф и Амели Крюднер.

Александр Христофорович Бенкендорф вошел в историю как борец против декабристов, глава жандармов, непреклонный и жесткий в своих решениях. Однако даже у таких людей, как он, были свои уязвимые места. Слабостью Бенкендорфа стала роскошная красавица баронесса Крюднер. Влюбленный граф позволял ей все: распоряжаться богатством, связями и даже вмешиваться в секретные дела государства.




Портрет Александра Христофоровича Бенкендорфа работы Джорджа Доу. | Фото: territaland.ru.

Восхождение по карьерной лестнице Александра Бенкендорфа происходило во время царствования трех императоров. Сначала он поступил на службу флигель-адъютантом к Павлу I, а во время Отечественной войны 1812 года блистательно командовал войсками в сражениях с французами.

У Александра Бенкендорфа было свое представление о доблести и чести, часто разнящееся с чиновниками его ранга. В 1812 году к Москве подошли войска Наполеона. Наряду с армией, на защиту города и окраин встали крестьяне, вооруженные вилами и топорами. Тогда помещики забили тревогу, мол, работники почуяли свободу. Губернатор Волоколамского уезда отправил донесение в столицу, что якобы банда крестьян устроила бунт. Для усмирения непокорных был отправлен Бенкендорф, который как раз сражался с французами в том районе.




Портрет А. Х. Бенкендорфа в мундире Лейб-гвардии Жандармского полуэскадрона (1840-е), копия Егора Ботмана с картины Франца Крюгера. | Фото: artsait.ru.

Александр Христофорович наотрез отказался подавлять «бунт» и отправил императору записку, в которой подробно описал, как храбро сражались партизанские отряды крестьян, а трусливые помещики скрывались при появлении неприятеля. После этого приказ об усмирении бунта был отменен.

Еще раз Бенкендорф отличился, спасая простой народ, во время невского потопа, случившегося в 1824 году. Известный писатель и дипломат Александр Грибоедов писал: «В тот момент император появился на балконе. Вдруг один человек из его окружения сбросил с себя мундир и кинулся прямо в воду. Это был генерал-адъютант Бенкендорф. Тогда он многих спас от потопления».




Александр Бенкендорф и его супруга Елизавета Бибикова.

В 1826 году император Николай I назначил Бенкендорфа начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии или, по простому, шефом жандармерии. По легенде, государь протянул графу платок и сказал: «Будешь утирать слёзы сиротам и вдовам, утешать обиженных, стоять за невинно страдающих».

Впрочем, Александр Христофорович по-своему понял, как нести службу. По сути, он создал полицию, которая имела право вмешиваться политические дела на любом уровне. Сам же граф не раз повторял: «Чиновники - это сословие, пожалуй, является наиболее развращенным. Среди них редко встречаются порядочные люди. Хищения, подлоги, превратное толкование законов - вот их ремесло». Окружающие очень боялись главного жандарма, называя его спрутом, повсюду запустившим свои щупальца.

Любопытно, но в делах сердечных главный жандарм Российской империи был не таким категоричным, как на службе. Он женился на Елизавете Андреевне Бибиковой, однако не утруждал себя соблюдением верности супруге. Жена знала о его любовных интрижках с актрисами театра, но закрывала на это глаза до тех пор, пока у графа не случился роман с баронессой Амели Крюднер.




Баронесса Амели Крюднер. | Фото: eho-2013.livejournal.com.

Эта дама являлась кузиной императрицы Александры Федоровны. Двоюродная сестра была незаконнорожденной, поэтому ее выдали замуж за богатого, но престарелого барона. Мадам Крюднер считала себя очень обиженной и искала утешение в объятиях других мужчин.

Амели была очень красива и весьма охотно использовала все свое женское очарование для достижения личных целей. Попался в ее сети и глава III отделения. Граф Бенкендорф был настолько влюблен в свою пассию, что позволял ей не только распоряжаться его деньгами, но и вмешиваться в служебные дела. Со стороны казалось, что 58-летний генерал-адъютант не видел, что «юная нимфа» расчетливо и холодно изменяла его приказы по своему усмотрению.




Баронесса Амели Крюднер. | Фото: ic.pics.livejournal.com.

В конце концов, император признал, что интрижка Бенкендорфа может существенно навредить государственным делам. Чтобы выдворить баронессу Крюднер из столицы, Николай I назначил ее супруга послом в Швецию. Но, как оказалось, у Амели были свои планы. В день отъезда она объявила, что больна корью. При этом недуге необходимо оставаться на 6-недельном карантине. Впрочем, болезнь завершилась не выздоровлением, а рождением ребенка. Как оказалось, его отцом был не супруг, и не Бенкендорф, а министр Двора и уделов Адлерберг.

Для Бенкедорфа это был удар, впрочем, он быстро оправился и снова занялся делами государственной важности.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/270617/35068/

это интересно, великие, историческое

Previous post Next post
Up