Один укроумник
заявил, что "Россия должна быть исключена из Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и Болонского процесса как на государственном, так и на институциональном уровнях."
Расскажу о том, к чему привёл "болонский процесс" на Украине.
Не понимая некоторых русских слов и выражений, здесь, в блоге, гости с Украины периодически насмехаются над
"хвалёным русским ЕГЭ". Люди, очевидно, настолько выпали из образовательного процесса, что не знают о ЕГЭ на Украине. Зовётся оно там ВНО. А из-за деградации всей системы образования местные преподаватели с высоким уровнем квалификации ощущают себя аристократами на помойке.
Именно так о себе отозвалась моя подруга, перебравшаяся в Москву.
Ещё в нулевых она, будучи профессором, переехала из малоросской провинции в Киев, постепенно превращавшийся в Куев, надеясь на зарплату побольше и условия пожирнее. На свою голову устроилась в частный ВУЗ, готовивший "младших специалистов". То есть людей, которым нужен документ об образовании без второго компонента. Таких "ВУЗов", к слову, на Украине большинство. Поступить в них можно с ЛЮБЫМ уровнем знаний, были бы деньги.
Вот, к примеру, специальности, которые в Луганском государственном медуниверситете (подконтрольном Киеву) можно освоить лишь на контрактной основе. Не скажите, что зряшные.
Но позже оказалось, что трудность не в обучении необучаемых, а в сотрудничестве с ними: некоторые из вчерашних выпускников стали сотрудниками ВУЗа, где трудилась моя принцесса. Они же её в итоге оттуда и вытеснили: тупым умные мешают.
Украинские ВУЗы готовят неконкурентноспособных выпускников, и об этом знает весь мир.*
Самое отвратительное состоит в том, что большинство студентов и членов их семей считают, что обман и коррупция являются неотъемлемыми составляющими учебного процесса.**
Потом было ещё несколько учебных заведений и даже школ, где не существовало 10-11-х классов.
Посещая школы в Украине, особенно сельские школы, трудно поверить, что государство тратит на образование 6 процентов ВВП - один из самых высоких показателей государственных расходов на образование в мире. Украинским школам часто не хватает надлежащих помещений, современного оборудования или качественных учебников. В сельских школах иногда не хватает крытых туалетов, не говоря уже об их устаревших классах. Но это только верхушка айсберга; разрушающаяся инфраструктура - лишь самая очевидная проблема***
И - бесконечные подношения и взятки, единственно позволявшие выжить.
Кроме того, в образовании распространены неофициальные платежи.****
Попутно - прессинг украинской мовой. Преподавание технических дисциплин на мове выглядело абсурдным. Большинству терминов не имелось мовных аналогов. Не справлявшихся с поставленными задачами преподавателей просто убирали, замещая их "молодыми специалистами", которые проворней распоряжались лэксычным запасом и денежными оценками.
В итоге она сломалась.
За все годы ни разу не было возможности пройти курсы повышения квалификации.
"Знаешь, какой объем учебных часов? Безлимитный. И никакой компенсации - радуйся, что место сохраняешь. В какой-то момент чувствую, что деградирую. Скоро буду на одном рiвнi со своими учениками".
В восемнадцатом она уехала в Европу. Но приличного места найти так и не удалось. А в марте двадцать второго перебралась в Россию. Пока вышло устроиться не больше, чем в колледж, но с приличной зарплатой. Сказали ей откровенно, что с украинским дипломом на работу бы не взяли. Выручил старый советский диплом в красном переплёте. А чем плох украинский?
Украинские университеты слишком коррумпированы и слишком бедны для того, чтобы нормально справляться со своей главной задачей, вот почему большинство из них готовят неконкурентноспособных выпускников.*****
Проблемы, стоящие перед системой образования страны, уходят глубже - это устаревшие методики преподавания и низкий моральный дух учителей. Как подходы к преподаванию, так и к обучению устарели, и студенты практикуют зубрежку, не зная, как использовать эти знания в повседневной жизни. Уроки перегружены теоретическими знаниями и не имеют практического применения, а учебники академически сухи и перегружены вторичным фактическим материалом.******
Ну, насколько материал о шухевичах и бандерах вторичен, сами судите.
* Кэрнкросс Ф. Украинские вузы готовят неконкурентноспособных выпускников, и об этом знает весь мир // URL:
http://www.feg.org.ua/ru/news/foundation_press/194.html** там же
*** Kahkonen Satu. Why Ukraine’s Education System is Not Sustainable
// URL:
https://www.worldbank.org/en/news/opinion/2018/09/12/why-ukraines-education-system-is-not-sustainable**** там же
*****Кэрнкросс Ф. Украинские вузы готовят неконкурентноспособных выпускников, и об этом знает весь мир
****** Kahkonen Satu. Why Ukraine’s Education System is Not Sustainable