Полюбить Солженицына сложно. Как героя эпохи - легко. Равно - и невзлюбить. Но как писателя - трудно. Изучение в школе его "Матрёнина двора" - издевательство и садизм по отношению к детям.
На рассвете женщины привезли с переезда на санках под накинутым грязным мешком - всё, что осталось от Матрены. Скинули мешок, чтоб обмывать. Всё было месиво - ни ног, ни половины туловища, ни левой руки. Одна женщина перекрестилась и сказала:
- Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться...
Но он, безусловно,
художник. То, что Солженицын рисует, может быть несимпатично и неприемлемо для широкого круга лиц. Но то, как он рисует, вызывает интерес, местами переходящий в ВАУ.
Только когда дрогнул и тронулся поезд - там, где сердце, или там, где душа - где-то в главном месте груди, его схватило - и потянуло к оставляемому. И он перекрутился, навалился ничком на шинель, ткнулся лицом зажмуренным в угловатый мешок с буханками.
Поезд шёл - и сапоги Костоглотова, как мёртвые, побалтывались над проходом носками вниз.
Самое интересное, что большинство фанатов и хейтеров Солженицына его не читали. Так, выборочно, по верхам. Они его любят или ненавидят именно как образ, символ, мифический персонаж.
В этом вся суть современного читателя. Схватить заголовок, первые строки, поискать картинки, глянуть финал. О чём текст - читатель придумает сам. Он прожевал абзац вашего поста лишь затем, чтобы сказать своё. А вы могли бы и помолчать.
Дума арестантская - и та несвободная, все к тому ж возвращается, все снова ворошит...
Может, всё дело в задавленной возможности высказаться? Ты писал сочинения в школе, рисовал манифест на заборе, и вдруг - Интернет. Можно сказать ВСЁ. Читать уже некогда. Два тома "В круге первом"? Помилуйте, а когда рефлексировать?
Поэтому все листают и перематывают. Каждый чукча - писатель. И, даже не читая Солженицына, я уже имею о нём своё мнение.
И это очень важно понять: люди хейтят и воспевают его - фигуру, образ. Но прочитать хоть один роман - увольте. Мы сами пишем.