Мужчины поднимают бабий бунт

Nov 13, 2021 14:55


Второй год ужесточаются меры по купированию распространения коронавируса, ВОЗ и ныне там, а русский народ вспоминает, как сейчас, «чумной бунт» 1830 г. и инициирует новое восстание.



Основной исторический источник реаниматоров -



«Севастопольская страда» Сергеева-Ценского, где автор повествует о севастопольской чуме 1830-го года как не бывшей. Подчёркивается, что причиной волнений стал карантин на фоне надуманной заразы.

Экономист Сергей Глазьев, а с ним одновременно и ряд блогеров мужского пола (подробнее здесь), приводит цитату и делает далеко идущие выводы:



Скрин: natty_bamppo

Давайте разберёмся, что было, чего не было, конспирологи пусть постоят на пирсе.

Для начала отложим в сторону произведение Сергеева-Ценского, главной целью которого было показать продажность и жажду наживы чиновников царской поры.

Из источников имеем:

  • документы РГАВМФ;
  • документы РГВИА;
  • мемуары военврача Н.И. Закревского, работавшего в заражённом Севастополе 1930 г. 




Сразу скажем главное: большинство медиков, работавших в Севастополе во время обсуждаемых событий, не видели в распространявшейся инфекции признаков чумы.

Тем не менее, медики были единодушны в том, что предпринятые карантинные меры, действительно, имели важное значение, поскольку оберегали край от распространения инфекции.



Что это была за болезнь?

Главная идея ковид-диссидентов, внезапно полюбивших историю севастопольского чумного бунта, заключается в том, что та болезнь, как и нынешний ковид, была выдумкой чиновников и заинтересованных в прибыли медиков.

Очевидно, никакой чумы, действительно, не было. Как нельзя отрицать и то, что коррупция и жажда наживы имели место.

Вероятно, в 1830 г. Севастополь столкнулся с эпидемией тифа и холеры, распространившейся в то время во многих российских губерниях. Косвенно на это указывают свидетельства доктора Закревского, обнаруживавшего у заболевших признаки холеры, но не чумы.

Сам же он прибыл в Севастополь, будучи заражённым тифом от моряков, плывших вместе с ним на борту корабля «Эриван». Так вся больная компания и поступила в уже и без того заражённый город.

Но если от тифа ещё можно было оправиться, холера для первой половины 19-го века была фатальным заболеванием. Бактериология, трансформировавшаяся в медицинскую микробиологию, начала развиваться в России лишь во второй половине 19-го в. Холерное законодательство было принято в России только в 1903 году.



Создатель первых вакцин против чумы и холеры В.А. Хавкин родился только в 1860 г.

А в первой половине 19-го века заболевшие холерой люди фактически были обречены на смерть, и единственными средствами борьбы с распространением заразы являлись дезинфекция хлором и карантин.

В общем, для Севастополя 1830-го года холерный хрен не был слаще чумной редьки.

Карантинные меры и причины бунта

Был ли у севастопольцев повод бунтовать? Да, конечно. Условия, в которых содержали заболевших и подозреваемых в инфицированности, не отличались комфортом.

Из воспоминаний Закревского о госпитализации больных моряков:

...ничего надлежащим образом не было устроено. По числу больных не доставало ни тюфяков, ни одеял, ни тёплых халатов. Необходимой посуды, перевязочных материалов не отпускали... Вследствие сей неурядицы было то, что в течение одной недели из 80-ти человек больных... умерло 60...

Понятно, что если военным уделялось такое внимание, гражданским приходилось не слаще.

Из рапортов, докладов и переписки по вопросу эпидемии чумы в 1830 г. в Севастополе мы знаем, что:

  • на изоляцию в чумные отделения отправлялись целые семьи;
  • после закрытия города людям - с их же слов -  недоставало питьевой воды (она привозилась нерегулярно);
  • продуктами население снабжала «продовольственная комиссия» (свидетельств о голоде у нас нет).

Так почему люди взбунтовались? Были на то веские основания? По сути, бунт явился реакцией на тюремный режим.

Никакой сознательности от населения ожидать не приходилось. В невидимую заразу мало кто верил, а возросшее количество умерших никого не трогало так, как нарушение прежнего уклада жизни.

События «чумы» в Севастополе 1830 года занимают всего полгода. Против нынешней эпидемии - эпизод. По уровню обеспечиваемого населению комфорта и по степени жёсткости мер - сравнение с тем, что происходит сейчас, также не в пользу эпохи Николая I.

Но чтобы сделать окончательные выводы, нужно взглянуть и на истоки, и на последствия бунта.



Кто разжёг восстание?

В литературе того времени севастопольский бунт 1830 г называли бабьим.

Разные исследователи сходятся в мнении о том, что распространением слухов и подстрекательством в основном занимались женщины. Мужчинам попросту было некогда.

В Севастополе жена унтер-офицера Кириллова заявила, что всю её семью отравил штаб-лекарь Верболозов, пощадив саму Кириллову, поскольку питал к ней пристрастие как к женщине. С этого момента слух о докторах-отравителях стал гулять по всему городу.

На самом деле, бунт стал результатом сплетен, которые о ту пору были популярны во всей России.

Севастопольцы из уст в уста передавали сплетню о том, что доктора отравляют источники и колодцы. Обывателям необходимо было объяснять себе непонятную им эпидемию простыми причинами.

То же самое будет происходить во многих регионах империи.

Во Владимире летом 1831 г. майор Гейкинг докладывает начальнику Корпуса жандармов:

...Распространилась общая молва, будто холеру везде производят люди злонамеренные, подкупленные поляками, французами и турками, кои отравляют колодцы и съестные припасы, производят смертность под видом холеры.

В перехваченном в 1831 г. полицией письме некоего отставного поручика Федота Гагаева «Василию Филипычу» читаем о волнениях в Петербурге:

...Народ черной осердился на лекарей, морят людей и говорят, что холера... это видно Польша подкупила докторов так морить.

А разрасталась инфодемия того времени не благодаря СМИ и Интернету, как сейчас, а благодаря почте и почтальонам. Историк А.К. Егоров в своей работе о распространении слухов во время эпидемии холеры приводит интересный случай, произошедший в Пскове в июле 1831 года, когда прибывший из Петербурга почтальон в частном разговоре доложил местному губернатору о том, что

болезнь холеры происходит от отравы, которую помещают в хлеб булочники.

Это примерно, как сейчас, химический пневмонит, который якобы происходит от распыляемых с помощью авиации ядовитых веществ и которым злодушные конспирологи объясняют ковидное поражение лёгких.

Бунт и его последствия

Те, кто сегодня цитируют «Севастопольскую страду» и собирают подписи против ковид-диктатуры, ведут народ к закономерному итогу - мятежу. Против чего? Против пандемии как таковой. «Отмените это всё, а мертвецов забудьте».



Восстание севастопольцев началось уже после того, как было снято карантинное оцепление.

Но спустя несколько дней умирает некая Зиновья Щеглова. Штаб-лекарь Шрамков констатирует смерть Щегловой от чумы, и местные женщины, так кстати ненавидевшие Шрамкова «за домогательства», поднимают восстание, опасаясь, что город вновь закроют на карантин. Мужья, разумеется, встают на сторону жён.

Тут же организовывается совет мятежников - «Добрая партия», и восстание начинает расти.

Разрастись успевает до захвата города и убийства военного губернатора - после этого власти подавляют восстание. Вся драма разворачивается в считанные дни.

Заметьте, всё происходит уже по окончании карантина.

Итог

  • Всё население Севастополя подверглось депортации. 
  • Слободы, по повелению Николая I, выжжены до основания.
  • Женатые матросы и рабочие высланы в Херсон, далее - в Архангельск без семей. Их жёны с детьми отправляются из Севастополя на все четыре стороны «куда пожелают». Следовать им за мужьями император запрещает лично.

Сергей Глазьев говорит, что «чумной бунт» 1830 г. в Севастополе - «поучительная история», которую хорошо бы знать всем его коллегам и академикам от медицины. Он прав. Однако изучать нужно всю историю - от начала и до конца по историческим источникам, а не по отрывку из произведения сталинского лауреата.

Но изучать её, в первую очередь, должны не они, а сам Глазьев и те, кто ведёт народ к непонятной этиологии мятежу. Ничего приличного из этой затеи не выйдет, ведь

Мятеж не может кончиться удачей,

в подобном случае его зовут иначе.

Ну, а если господа рассчитывают на удачу, подоплёка их действий исключительно политическая, как и подобает иначе называемому бунту.

эпидемия, история России, коронавирус

Previous post Next post
Up