После того, как Стив Джобс помер, прибегнув к лечению онкозаболевания методами тибетской медицины, казалось бы, ответ очевиден: конечно, аюрведа! Но нет.
Американский рэпер
Адам Яук, заболевший в 2009 г раком слюнной железы, тоже прибегнул к средствам традиционной тибетской медицины. Став веганом и перейдя из иудаизма в буддизм, он принялся за лечение и
прожил аж почти целых 3 года - умер в 2012 г.
Адам Яук в 2010 г, фото: Мэт Швайкос
По версии сторонников метода Яука он таки победил рак с помощью тибетской медицины и умер вовсе не от онкозаболевания, хоть оно и объявлено официальной причиной смерти. Хлопцы, правда, умалчивают о том, что Яук также не отказался от традиционной хирургии и лучевой терапии, но это ведь не так важно - главное, что он не умер в 2009.
То же самое поговаривают о Джобсе.
Стив Джобс незадолго до смерти (слева)
Академический врач и исследователь альтернативной медицины Эдзард Эрнст в книге «
Уловка или лечение...» пишет:
Слишком много шарлатанов, которым удается убедить отчаявшихся пациентов отказаться от эффективных методов лечения в пользу неэффективных альтернативных методов лечения. Это часто ускоряет [развитие болезни] или даже приводит к смерти. На мой взгляд, такое поведение является явным преступлением.
А, нет, это не та цитата...
Вот!
Гораздо более разумно утверждать, что альтернативная медицина, вероятно, имела какое-то отношение к тому факту, что он [Джобс] жил ещё так долго после операции.
Поэтому тут батл на двух мечах.
А вот канадская актриса Лиза Рэй рак победила с помощью аюрведы. И даже написала об этом в своей автобиографии.
Аюрведа сыграла большую роль [в исцелении]. Что могло способствовать моему развитию рака, так это то, что моя доша всегда была в неисправном состоянии. Я - вата доша, ветер, всегда движущийся. Если у вас такая личность, вам следует поступать наоборот. Вы должны попытаться успокоить себя. Ешьте пищу, которая вас успокаивает и ведите упорядоченный образ жизни. Я также много занималась духовным лечением… очищением от эмоций. Идея состоит в том, что в нашем теле застряли определенные непереваренные эмоции или эмоциональные травмы, которые могут вызвать болезнь. Так что нужно высвободить эти эмоции.
Лиза Рэй с детьми
В отличие от Джобса и Яука, Рэй здравствует и ныне.
Так аюрведа или тибетская медицина?
Из отечественной истории мы знаем, что еще в 20 в (1920-е гг) население Калмыкии и Бурято-Монголии лечилось только у медиков-лам. Диагностикой и прогнозом исцеления занимались ламы-предсказатели. О ту же пору тибетскую медицину пытались модернизировать, слегка скрестив её с европейской. Отдельные ламы шли навстречу этому начинанию и соглашались пройти обучение в медицинской школе Ацагатского аршана.
Зачем это было нужно медикам-ламам? Ведь, в отличие от академической медицины, тибетская могла похвастаться многовековым опытом. Есть мнение, что таким образом ламы надеялись избежать гонений со стороны советской власти, но это лишь кусочек правды.
Тибетская медицина была совершенно бессильна в борьбе с венерическими заболеваниями, которыми страдали не только обыватели, но и буддийские священнослужители. Последние не чурались паломничеств в стан советских врачей, где проходили курс лечения от венерической дряни.
Какие-то заболевания у медиков-лам лечить получалось. Ну, например, бессонницу. А вот против туберкулёза, трахомы, гонореи и сифилиса они были бессильны.
Лирическое отступление
Один мой знакомый не так давно взялся лечить ковид в центре тибетской медицины в Москве. Очень успешно! После того как он выписался из ковидария, несколько месяцев принимал БАДы, прописанные доктором тибетской медицины, и в настоящее время он полностью здоров, если не считать лёгких приступов сухого кашля. Но это пустяки, говорят, так кхекать можно ещё год.
Известный бурятский эмчи-лама испытал собственный препарат для лечения Ковид-19. А ещё он лечит от СПИДа и бесплодия.
Продолжаем
Ламы-медики были не глупы и в своей практике стали применять европейские препараты - например, сальварсан. Но население, сплошь страдавшее вензаболеваниями, уже предпочитало вендиспансеры методикам лам, и всё реже приходило за помощью в дацаны.
Войну с упомянутыми заболеваниями ламы проигрывали тотально, вскоре тибетская медицина в СССР была запрещена. Сегодня принято говорить, что её традиции были уничтожены советской властью по идеологическим причинам, но, опять же, это - лишь кусочек правды.
Так, в конце 1920-х гг в Монгольской Народной Республике тибетская медицина находилась на дотации у государства и официально являлась государственной. Однако по мере развития системы здравоохранения всё очевиднее становилась беспомощность тибетской медицины в отношении таких острых проблем, как чума, оспа, дизентерия и упомянутые вензаболевания.
Сами ямчи-ламы (доктора) не были образцом успешного применения собственных методик, а, кроме того, не могли и являться примером для подражания:
Среди лам заражение происходит, главным образом, половым путём. У очень значительного числа удалось установить заражение через педерастию.*
Народ сам постепенно стал утрачивать доверие к эмчи-ламам - европейские медицинские препараты, как оказалось, лечат гораздо эффективнее ламских. Люди всё реже стали прибегать даже к благословениям лам перед операцией. Авторитет ламских докторов пошатнулся. Как оказалось, им было недоступно то, что для европейских докторов было обыденностью.
Врач-глазник, снявший бельмо с глаза и возвративший хорошее зрение после продолжительной слепоты, почитается монголами как «Бог». Его слова - закон.**
К 1930 г. нецелесообразность дотирования тибетской медицины была уже очевидной.
Если смотреть вглубь истории, кажется, что сегодняшняя реанимация некогда традиционной, а теперь альтернативной медицины приобретает черты мракобесия. Впрочем, какие черты у безобразного. Возможно, это не так.
Доктора тибетской медицины по-прежнему гордятся тем, что она полностью сформировалась к 12 в. и с тех пор не претерпела никаких изменений ни в части методик, ни в отношении препаратов. Всё то же, всё те же, что и в 12 веке.
А в отношении европейской медицины они утверждают страшное:
Господствующая медицина загоняет болезни внутрь.
Да, да, там они и сидят...
Попробуем Аюрведу?
Популяризаторы этого направления утверждают, что корни традиционной медицины Индии уходят в глубокую древность - не менее, чем на 5 тысяч лет в глубину времён. Но, увы, это можно сказать лишь о культуре Индии в целом, в то время как не существует никаких письменных или археологических свидетельств о пятитысячелетнем возрасте Аюрведы.
Но зачем же в популярных изданиях транслируется заведомая ложь? Это очень важный вопрос, на который имеется не менее важный ответ.
Медицинские воззрения первых аюрведических трактатов формировались под влиянием буддизма.***
А буддизм, как вы понимаете, из первой части поста, родил тибетскую медицину. И немножечко - Аюрведу...
А что же уникального в ней самой, что мы могли бы противопоставить той же тибетской медицине и благодаря чему выжила Лиза Рэй (а Джобс нет)?
Диагностика. Нади парикса - классическая аюрведическая диагностика по пульсу. Правда, древность так себе. И аутентичность тоже. Методика была привнесена в Индию в средние века мусульманскими учёными-врачами и впервые описывается в трактате Шарангадхарасамхита (XIII в.).
И это, пожалуй, всё. Проблема в том, что к XIX Аюрведа являла собой уже раздробленное хаотичное учение, представленное самыми разными методиками, курсами, школами, причём у каждой был (и есть) свой собственный авторитетный текст.
Антрополог Джин Лангфорд в книге «(Пере)изобретение Аюрведы» пишет:
В XX в. Аюрведа была «изобретена» как медицинская система, в чём просматривается стратегический шаг конкурировать с европейской медициной...
Как же она конкурировала? С помощью «традиционных» препаратов, которые, говоря современным языком, являли (и являют) собой БАДы. Внутри самой аюрведической системы она не раз подвергалась критике за этот как бы консерватизм. В начале XX в. даже индийские традиционалисты сетовали на закоснелость индийских врачей, отказывающихся признать ценность многих современных европейских препаратов - например, ими всячески отвергался хинин для лечения малярии.
Ребёнок, заражённый малярией
Тем не менее, Аюрведа постепенно стандартизировалась по западному образцу, что в немалой степени было связано с открытием в Индии аюрведических колледжей. Однако, несмотря на это, даже такой патриот, как Махатма Ганди взывал к медикам Аюрведы (вайдья), прося откровенно признать и ассимилировать ту часть западной медицины, которой им сейчас не хватает (Hardiman 2009:28).
Махатма Ганди
Сегодня Аюрведа в немалой степени стандартизирована по западному образцу, является частью системы здравоохранения Индии, но в мире она с каждым днём всё больше превращается в бренд, в поставщика БАДов, отдаляясь от «традиционной» системы знаний.
Если вы ещё немного поинтересуетесь схемой лечения канадской актрисы Лизы Рэй, обнаружите, что, как пишет она сама в своей книге, её
исцеление началось после аллопатического лечения.
И уже потом она решила залакировать эффект аюрведическими БАДами и духовными практиками.
Так что же выбрать?
Если вы страшитесь врачей-убийц и господствующей медицины, но после данного поста засомневались в восточной медицине, знайте - есть ещё и третий путь. И четвёртый, и пятый тоже.
Например, в России нынче формируется нео-шаманизм - полечиться можно недорого, от рака в том числе. Поезжайте на Алтай, найдите, надёжного лекаря. А потом, если что, возвращайтесь, как Джобс, к старым добрым палачам.
Но что бы вы ни выбрали, попробуйте для начала изучить предмет. Немного истории, нырок в источники, заплыв в научную литературу - и за каких-то несколько лет вы найдёте свой царский путь лечения. Если успеете, ибо всё зависит от диагноза.
А ещё на эту тему см.:
О фантастическом эффекте лечебной грязи * Барадин Б.Б. 1925. Очерки Монголии. Быт и народное здравоохранение в Монголии. - Жизнь Бурятии. №1-2. С. 3-8
** Башкуев В.Ю. 2016. Российская медицина и монгольский мир: исторический опыт взаимодействия (конец XIX - первая половина XX вв.). Иркутск: Оттиск. 436 с.
***Zysk 1999; Maas 2011; Wujastyk 2011
А также:
Ванчикова Ц. П., Ринчинова О. С. Проект Буручкома по реформированию тибетской медицины в БМАССР в 1920-е годы // Гуманитарный вектор. Сер. История. Политология. 2016. Том 11, № 4. C. 155-162
В.Ю. Башкуев. Противостояние советской и тибетской медицины в Монголии в конце 1920-х - начале 30-х гг. - Власть. 2017. №2
Н.И. Котова. «Возрождение» традиционной индийской медицины в XIX-XX вв.: феномен "современной" Аюрведы. - Сибирские исторические исследования. 2018. №4
Ф.Л. Синицын. Советская политика в отношении буддийской системы здравоохранения в 1920-1930-е гг. : реформы и репрессии». - Центр военной истории России Институт российской истории РАН