Наткнулась в онлайн-среде на сообщество "Нет Солженицыну!" В общем, ничего удивительного, вкусы разные, но штука в том, что
Солженицына там честят как предателя совдепа, а на транспарант поднимают (взамен) имена Горького, Чернышевского и Сергея Эйзенштейна. Кошмар кошмаров адептов сообщества - это Солженицын в школьной программе и памятники жертвам репрессий (цитата: "Их (памятников) и так уже в стране предостаточно").
Конечно, есть люди, которым удобнее забыть и репрессии, и расстрелы. Их даже можно понять:
1. Ужас смертной памяти.
2. Оправдание кого-то из "красных" предков.
3. Эстетически не близко, лучше сажать цветы.
Однако, всё же, есть в школьной программе вещи и покошмарнее Солженицына, который в своём пессимистическом реализме, всё-таки, не гнал коней против Бога. Или давайте на светском языке, чтобы всем эсперанто.
Горьковские "В людях" в школьной программе - программирование определённых ценностных ориентиров в сознании подростка. Для того, в общем, они туда (в программу) и включались ещё во время неглубокой старины. Сегодняшний подросток вычитает всё то же самое, но с немного другими акцентами. Превозношение ума и автономности от скучных и глупых взрослых (можно даже ударить деда, а потом посмеяться про себя над его нелепым экстерьером). Гордый и зело умный подросток презирает всех и вся вокруг, и этим презрением в целом пропитан опус. Что, конечно, не отменяет наличия дара слога у автора.
Что касается Чернышевского, то художественная одарённость его призрачна, как сны Веры Павловны. Слабовата литера для транспаранта. Если уж забивать в школьную программу "Что делать?", то непременно вместе с "закалявшейся сталью" и «Русью Советской». И побольше "свинцовой мерзости жизни".
И ещё один персонаж из пирамиды кумиров данного сообщества. Сергей Эйзенштейн. Да, чисто технически талантливый режиссёр. Но в чью казну упали таланты? Для того, чтобы разобраться, включаем "Бежин луг" Эйзенштейна и, запасаясь пакетом для рвотных масс, смотрим минуты с 19-ой.
Видеоцитату приводить не буду, не хочу у себя на странице хранить подобное.