Самое удивительное в кротости и нищете духа христианина, ставших как бы частью личности, что они не являются плодом волевых усилий и тренировок, хотя последнее и могло иметь место в своё время. Истинная, не наносная кротость, которую не подменишь театральной улыбкой, слезой или позой, есть свидетельство причастности души Царствия Божия. Наследники Царства, вероятно, узнаются по этим признакам - кротости и нищете духа, а также чистоте сердца и способности к миротворчеству.
Другим свидетельством такового наследничества является гонимость, неприятие мiром, поношение.
Впрочем, чтобы ты не подумал, что [всякие] поношения делают людей блаженными, Христос дал [им] два определения: когда [их терпят] ради Него и когда они лживы. Если же они не относятся к таковым, то поносимый не только не блажен, но и достоин жалости.
Причина тщетности попыток быть кротким внешне, по всей видимости, кроется в непонимании того, что она, как и нищета духа, даруется наследникам Царства. Употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12).
Иными словами, нищие духом блаженны именно потому, что им принадлежит (отписано, уготовано) Царство Небесное. И именно потому блажени кроткие, что являются наследниками Царства; и вовсе не потому они унаследуют землю, что заслужили это своей кротостью.