Из злата, из шоколада

Jul 15, 2007 12:28


Если распятия делают из шоколада, значит, кому-то это нужно.
До сих пор непонятно, почему не установлено табу на использование некоторых материалов в отношении предметов церковной утвари, точнее, почему не существует краткого списка допустимого для производства оных предметов сырья.
Из чего должно быть сделано распятие? Из пластика или из шоколада? А, может, из маргарина? Нет пределов, установленных для человеческой фантазии и коммерческой сообразительности. 
Нужно ли печатать иконы на картоне? Нужно ли заменять елей вазелиновым маслом? Следует ли ладан орошать искусственными ароматизаторами?
А как же, спросите вы, бедные люди? На какие деньги купить им несколько десятков икон, оное количество бутылочек с маслом из тех и этих чудотворных мест? И будет ли у них возможность приобрести серебряное распятье?
Будет или не будет - Бог весть, на главную икону всегда средств достанет, а нет - так и нательным крестом и молитвой можно обойтись, как обходились нищие монахи-пустынники.
Однако потребительские страсти кипят и в богоугодных делах. И приобретение очередной иконы уже не является достижением чего-то сложного, ценность её ли, пластикового ли распятья в сознании покупателя равняется сумме затраченных усилий на зарабатывание тех грошей, которые стоит пластик или картон.
Но даже если не так. Если степень благоговения остаётся долженствующей святыне. Является ли неказисто недолговечный материал адекватным по своей ценности сути самого предмета? Истлевающие бумажные иконки не вечны, но выкинуть их нельзя. Пластиковое распятье способно сломаться - и уже это будет весьма неприятной ситуацией. А искусственно ароматизированный ладан, кроме прочего, способен вызвать приступы головной боли и уж неизвестно какие сущности слетаются на излучаемый им синтетический запах.
Мир измельчал и позволяет себе неслыханные дерзости под покровом благочестия и попечения о неимущих. Разумеется, ноги не виноваты в том, что следуют тем путём, который был задан мозгом. Однако можем ли мы судить? Мы можем только посторониться.

Вещи, Церковь

Previous post Next post
Up