Яблоки - вечный символ

Sep 06, 2015 12:22

Пока с утра копалась в своём канале Ютюба, сбоку мне было предложено несколько видео. Обычно я на это не обращаю внимания, ибо нет времени заниматься не тем, что не планировалось.

Но вот глаз "упал", и я увидела это:

image Click to view


Музыка: Михаил Муромов.
Слова: Андрей Дементьев
Вспомнила, что давно хотела кое-что рассказать.

Рассказываю.
"Яблокина снегу" всегда нравились. Но как-то раз в передаче "5 песен на 5" они выпали моему любимчику Вадиму Казаченко.

Вадим, надо сказать, шёл на эстраде буквально след в след за Михаилом. То есть по стилистике группа "Фристайл", появившаяся в конце 1980-х, где он и обрёл популярность, была миксом "поющей женщины" - "Миража", "поющего мужчины" - М. Муромова и "поющего мальчика" - "Ласкового мая". Собственно, поэтому "Фристайл" и покорял сердца.

Но!
Я не о "Фри"  хочу сказать. А о яблоках. Да-да, о них.

В ролике, что я увидела, и Михаил-то, когда поёт, не те эмоции показывает, что надо. Впрочем, ему сейчас вручат диплом, чему он, наверное, рад несказанно. Простим ему улыбки)
Но "Яблоки на снегу" - это грустная песня об умирающих чувствах, и эмоции тут должны быть ровне те же, что на лице Вадима в "Больно мне больно" (этот крик души, что артиста до тошноты доводит уже много лет, наверное, все помнят?).

Так вот, мой любимый и дорогой Вадим спел "Яблоки" в программе "5 песен на 5"....
А потом на форуме было обсуждение, что сие вообще означает и к чему там снег и яблоки, Сам артист признался, что текста Дементьева не понимает.
И тут я молчать уже не смогла...
Прилагаю вам копипаст того, что было написано на форуме энное количество лет назад.

[АНАЛИЗ]

Яблоки на снегу - розовые на белом.
Что же нам с ними делать -
С яблоками на снегу?

Яблоки на снегу в розовой нежной коже,
Ты им ещё поможешь - я себе не могу.

Итак, что тут интересного. В первый раз появляется та самая «заезженная метафора». Яблоки на снегу. Что такое яблоко для европейца? Первая ассоциация - запретный плод. Несмотря на то, что в библии не уточняется, какой именно плод вкусила Ева, но все и всегда почему-то представляют его в виде яблока.
Вторая ассоциация - сердце. Все яблочки так или иначе напоминают сердечко… Особенно красненькие. А у нас в песне плоды розового цвета.
Далее - снег. Ну, здесь более-менее понятно… Снег, зима-холода, морозы, метели и т.д. - на Руси это всегда обозначало какую-то негативную силу, стихию, направленную против человека. Она манит к себе серебром, привлекает и губит (вспомните сказу «12 месяцев»). То же встретим и в европейском эпосе, как раннем, так и более позднем («Снежная королева»).
Ну и что получаем, объединив метафоры? Замерзающие, гаснущие чувства, причём не по вине людей - их обладателей - а под давлением внешней, недоброжелательно настроенной к человеку среды.
И тут становится понятной фраза «Ты им ещё поможешь - я себе не могу». Второй лирический герой - вероятнее всего женщина, если следовать классической традиции, ещё способен что-то сделать с этими чувствами, а вот главный лирический герой уже не в силах - он просто поддался обстоятельствам… Почему - об этом скажет второй куплет.

Яблоки на снегу, яблоки на снегу,
Яблоки на снегу, яблоки на снегу.
Ты им ещё поможешь - я себе не могу.
Ты им ещё поможешь - я себе не могу…

Яблоки на снегу так беззащитно мёрзнут,
Словно былые вёсны, что в памяти берегу.
Яблоки на снегу медленно замерзают  -
Ты их согрей слезами - я уже не могу…

Ну, вот чувства совершенно беззащитно замерзают, выброшенные в холодные обстоятельства жизни.
Замерзают медленно - это томительная, медленная, беспощадная и от этого ещё более тяжёлая смерть.
Согласитесь, легко, когда чувства гаснут внезапно, когда, человек, ослеплённый новой любовью, забывает про старого друга?
А когда нет ничего нового,  что бы пришло  взамен угасающим чувствам? Тогда есть только чувство дикого одиночества… И именно холод всегда был ассоциацией всех поэтов и стихоплётоф)), которая обозначает одиночество.
Помните в «Скатертью дорога»: «Ты напьёшься свободы горького вина, будешь мёрзнуть с другими, даже у огня!»???
Вот-вот, холод души - это пустота и одиночество.
Далее - «ты их согрей слезами». Вот тут, пожалуй, мы получаем единственное подтверждение того, что антагонист главного лирического героя - это всё же женщина. Женщина поплачет, проявит тем самым свои чувства, и ей станет легче. Возможно, её любовь и не умрёт тогда - она будет именно согрета слезами, т.е. останется навсегда в глубине памяти, где-то в потаённых уголках души…
Девушки, ведь такое было почти с каждый из вас, не так ли? А мужчинам скажу: незачем ревновать подругу к старым чувствам, девичьим письмам в потайной коробочке, мелким сувенирчикам от бывших возлюбленных - всё это девушка хранит не для того, чтобы помнить о прошлом, а именно для того, чтобы не вспоминать о нём. Есть вещественные напоминания, которые просто приятно иногда перебрать в руках, словно пролистать странички старого альбома… Прошлое останется прошлым, если его «согреть слезами».
Яблоки не замёрзнут, они просто станут чуть тёплыми…..

Яблоки на снегу - я их снимаю с веток.
Светят прощальным светом яблоки на снегу…
Яблоки на снегу, Яблоки на снегу…
Что же нам с ними делать -
С яблоками на снегу?
Светят прощальным светом
Яблоки на снегу…

Итак… лирический герой ещё и снимает яблоки эти злосчастные с веток!!! Зачем он это делает - вот что непонятно.
Ветка - символ связи земли и неба. Зачем срывать уже замерзающий плод? Печоринство какое-то….
А они - яблоки-чувства, как мы уже выяснили - «Светят прощальным светом».
Это, на мой взгляд, самая запутанная метафора в тексте.
С одной стороны, можно сказать, что это обыкновенное прощание с любовью. Отголоски чувств.  Сравниваем: «Прости-прощай, нам не вернуть ушедшие дни. Прости-прощай! когда-нибудь мы вспомним о них»…
С другой стороны… Яблоки-то светят - это их привилегия (надо же бывшей любви хоть как-то напоминать о себе: лавочка, на которой вы сидели, парк, в котором прошло первое свидание, клён, под которым в первый раз поцеловались….), но вот герой САМ их снимает с веток, САМ прикасается к умирающим чувствам. Причём, помним очень хорошо (так как пелось это неоднократно!), что сделать он с ними уже ничего не может!!! Плакать не будет - слёз нет или они кончились. Ему горько - да, но он снова и снова терзает себя, дотрагиваясь до этих самых яблок!
Ничего не напоминает? Как тщетно мы иногда пытаемся сохранить рисунки мелом на асфальте во время дождя, как строим замки из песка на берегу, пытаясь защитить их от волны… Но потом всё равно прольётся ливень и нахлынет прибой. Мы это знаем, но тщетно пытаемся сохранить то, что уже обречено на гибель.
Катарсис, да? Ещё раз прикоснуться к тому заветному, что дарило счастье и тепло…
А с другой стороны… нигде в песне нет намёка, что яблоки были вкусными или кислыми… нет ни слова о том,  что их кто-то ел, срывал ещё до того, как они замёрзли….
(если кого-то смущает то, что сначала яблоки валялись на снегу, а потом уже их снимают с веток - представьте, что эта яблоня - стелька!)
Что всё это значит? У меня один вывод - любовь-то была ненастоящей какой-то… Может быть, на расстоянии… платонической такой… Запретный плод так и не попал на зубок лирическим героям…
Но это моё личное наблюдение. Кто-то, может быть, найдёт в строках или между ними подтверждение того, что герои всё же познали счастье любовных утех)))
В любом случае остаётся ясно одно - герой прощается с этими яблоками, снимая - именно снимая, а не срывая - нагло, похотливо и расчётливо! - с веток…. И остаётся с вопросом: и что же делать-то дальше?
Красиво…
Разве нет?


Что сказать?
Вадим поблагодарил за анализ, сказал, что проникся. Следующее исполнение "Яблок" им было уже в Киеве на живом концерте. Присутствующие там форумчане мне позже передали, что перед тем, как петь, артист благодарил некую девушку, назвав мой ник, которая сумела передать ему суть печальной истории про чувства-яблоки...
Позже "Яблоки на снегу" исполнялись Казаченко и в других проектах и, надо сказать, я всегда оставалась удовлетворена)
Вадим пел осмысленно (надо поискать запись, может найду).

Так что не всё так просто в текстах наших поэтов-песенников ;) И если кто не понимает образов и метафор - это не повод закидывать автора огрызками.

Лирика, Любовь, Вадим Казаченко, Литература, Эссе, Эстрада

Previous post Next post
Up