Вы знаете, как появились дворы-колодцы, откуда пошла традиция подъезды называть парадными и почему на одной лестничной клетке у квартир могут быть номера, например, 2, 15 и 37?
1. Почему в Питере так много дворов-колодцев?
Дворы-колодцы - вполне себе серьезный туристический бренд Петербурга. Разве можно приехать в город и не прогуляться по лабиринтам мрачных дворов в поисках атмосферы произведений Достоевского и Гоголя?
Ещё Пётр Первый распорядился строить здесь дома "сплошной фасадой". А в XIX веке, когда иметь доходный дом в Петербурге было выгоднее, чем золотой прииск в Сибири, владельцы земельных участков стремились максимально плотно застроить территорию. Больше дворовых флигелей - больше квартир - больше дохода. Такая вот цепочка выгоды. Поэтому сегодня практически весь центр Петербурга за фасадами домов скрывает дворы-колодцы.
А есть в Петербурге и совсем крохотные "каменные мешки", метр на метр, например. Они сооружались внутри здания для вентеляции и освещения служебных помещений (кухонь, кладовых, ванных комнат). Входа с улицы и даже из дома в такие "колодцы" может и не быть вовсе, однако хороший вид на них открывается с крыш города. Исследователи архитектуры, кстати, говорят, что только такие совсем маленькие дворики имеют право называться колодцами.
2. Почему подъезды здесь называют парадными?
По тому же, почему бордюр зовут поребриком, водолазку бадлоном, а пончик пышкой. А если серьезно, то объяснение очень простое: в старину подъездом называли место, куда подъезжали, например, кареты. А дальше - входы в дом и лестницы. Были они чёрные (как правило, для прислуги, со двора) и парадные (для господ, с улицы). Вот по последним в Петербурге и закрепилось название для помещения, которые в Москве и других российских городах принято называть подъездом. А под подъездом сегодня в городе на Неве подразумевают дворовую арку.
3. Почему в парадных старых домов такая странная нумерация квартир?
Это тоже отражение истории города. Сумятица с нумерацией квартир началась еще в XIX веке, в период активного возведения и переделывания доходных домов, когда в целях увеличения прибыли от сдачи квартир надстраивались этажи, появлялись мансарды, множились дворовые флигели. Новым квартирам присваивались новые номера, в то время как старые сохраняли свой первоначальный порядок.
После революции, в эпоху уплотнения, большие барские квартиры дилились на несколько малых для новых жильцов, чёрные лестницы становились обычными, заселялись подвалы и служебные помещения... В новое время пошёл обратный процесс: расселение коммуналок и объединение квартир. Вот отсюда и все эти соседства на одном этаже квартир с номерами, подобранных будто генератором случайных чисел.