Как я могла бы стать физиком, но не стала

Jul 09, 2011 00:40

Отношения с естественными науками складывались сложно и противоречиво. На самом деле, мир предметов и явлений всегда вызывал у меня неистовый восторг. С раннего детства я интересовалась буквально всем. Начиная от того, как груз земли не раздавливает дождевого червя, когда он там ползает, и до размышлений о бесконечности неба. Я всегда надеялась и верила, что школа обязательно даст ответы на все вопросы, с каким-то почти мистическим благоговением перелистывая перед сном страницы "Занимательной физики" Перельмана и на тот момент почти ничего не понимая из того, что там было написано.

Но школьные учебники оказались скучными и малоинформативными. И даже это, думаю, со временем я могла бы им простить, если бы не...

Первое разочарование настигло меня в 4 классе. В учебнике по природоведению была непростительная ошибка. Там говорилось, что вода при замораживании сжимается. Я перечитывала эту фразу раз двадцать (после того как на уроке сказали, что вода все-таки увеличивается в объёме), я расколола в морозилке несколько банок с водой... Мое сознательное начисто отказывалось принять то, что в учебнике может быть ошибка! Учительница тогда, помню, просто отмахнулась, сказав, что да, опечатка. Обычное дело. Чего не бывает? Авторы учебников тоже люди... Собственно, после 4 класса я вообще уже особо учебникам не доверяла, стараясь всё проверять на личном опыте.

Позже, когда началась именно физика, мне решительно не давалась метрика. До сих пор очень долго думаю, когда нужно перевести метры в сантимеры, километры в миллиметры, килограммы в килотонны, даже рубли в копейки, и прочее, прочее... В начале каждого урока у нас была разминка именно по метрике. Ежеурочные миниконтрольные. Прекрасный способ натаскать учеников на всякую полезную мелочь. Но меня это не натаскивало, а совершенно наоборот - убивало всё желание заниматься физикой, а плюс ко всему существенно снижало мою успеваемость, и красиво изогнутые двойки стройным орнаментом украшали строчку в журнале напротив моей фамилии. В четверти всегда была стабильная тройка, потому что теорию я всё-таки знала и всевозможные законы и формулы заучивала, правда, не всегда понимая, как именно пользоваться ими при решении задач.

Хотя вот с оптикой мы нашли общий язык. Меня завораживала радуга лучей в потертой пластиковой призме из школьного реквизита. И только бескрайняя любовь к этим лучам и, возможно, развитое пространственное воображение спасли мой аттестат за 9 класс.

Апофеозом взаимного недопонимания, моего и физики, стал следующий эпизод. Когда на одном из уроков речь зашла о вечном двигателе, учитель безапелляционно заявил, что изобрести вечный двигатель невозможно, потому что любое движение нуждается в энергии и начинается с импульса, и любое движение может быть остановлено насильным или естесственным способом. А раз его как-то можно прервать, это уже само по себе противоречит пониманию вечности. После урока я очень аккуратно и осторожно, в личной беседе, попыталась возразать опытному и действительно прекрасному педагогу, что ничего невозможного нет. А как же Вселенная? Это разве не вечный двигатель? Что, пусть даже в теории, может остановить энергию ее незыблемого движения, постоянные метаморфозы, процессы развития и разрушения, постоянно сменяющие и подпитывающие друг друга?! Что и кто?!!
На мое вполне праведное возмущение учительница ласково потрепала меня по плечу и честно сказала, что физика не моё.

Зато по химии у меня всегда была пятёрка. Потому что любимый учитель всегда оставлял возможность убедиться в невозможном на собственном опыте и даже подбадривал, мол, попробуй, вдруг совершишь открытие... Воздействие на ученическое тщеславие было очень результативным :)
Previous post Next post
Up