Вооружения требуют профессионалов

Mar 23, 2011 02:43


Два неординарных момента были озвучены на состоявшемся на прошлой неделе расширенном заседании коллегии Министерства обороны. Выступая перед генералитетом и представителями оборонно-промышленного комплекса (ОПК), президент и верховный главнокомандующий Дмитрий Медведев констатировал, что "к сожалению, часть обязательств перед Вооружёнными силами по гособоронзаказу провалена". Что вынуждает его в ближайшее время провести "разбор полетов" с определением ответственных из промышленности и структур государственного управления". При этом глава государства жестко раскритиковал существующую систему поставок вооружений в армию.

На том же мероприятии руководитель военного ведомства Анатолий Сердюков сообщил, что "президент РФ одобрил предложения по содержанию 220 тыс. должностей офицеров и 425 тыс. военнослужащих, проходящих службу по контракту". Это значит, что в сокращённой к нынешнему времени до 1 млн. человек армии будут служить 645 тыс. людей в погонах, проходящих службу на добровольной основе (ведь с офицерами также заключаются соответствующие контракты). То есть Вооружённые силы более чем на половину (64,5 %) будут состоять из профессионалов.

И хотя Сердюков обмолвился, что "данное изменение численности рассматривается как перспективное", цифра, обнародованная им, не может не впечатлять. Ведь ещё совсем недавно, в апреле прошлого года, министр обороны стоял на следующих позициях: "Исходя из того, что 150 тыс. контрактников российская армия позволить себе не может, их, скорее всего, будет набираться 90-100 тыс.". Заметив, правда, что "при этом армии нужно 250-300 тыс. профессиональных солдат и сержантов". Тогда же начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров уверенно заявлял: "Призыв в войска мы увеличиваем, а их контрактную составляющую - уменьшаем".

То есть менее чем за год в Минобороны не только пересмотрели свои взгляды на проблему "контрактизации" армии с точностью до наоборот, но и усилиями Сердюкова добились разрешения президента на существенное увеличение доли профессионалов в войсках.

Причём, произошло это в условиях, когда правительство в феврале почти на 91 млрд. рублей сократило финансирование семилетней Федеральной целевой программы (ФЦП) 2009-2015 годов по комплектованию должностей сержантов и солдат контрактниками. Вместо планировавшейся суммы в более чем 243,3 млрд. рублей, на эту программу будет израсходовано лишь около 153,6 млрд. рублей. И это не просто денежная "оптимизация" бюджета данной ФЦП. Кабинет министров сокращает и число контрактников.

Правда, на коллегии Минобороны Сердюков ни словом не обмолвился о том, каким образом и в течение скольких лет будет профинансировано столь значительное увеличение численности солдат-контрактников в войсках. Можно лишь предположить, что наращивание их числа в армии будет происходить в течение достаточного длительного времени - примерно, до 2020 года. Однако, судя по напористости военного министра, это может случиться и значительно раньше.

Дело в том, что к 2016 году планируется образовать соединения и части Воздушно-космической обороны (ВКО), к созданию которой в Вооружённых силах уже приступили. Об этот в тот же день, когда проходила коллегия Минобороны, сообщил на встрече с военными атташе председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. При этом создать её управленческий аппарат президент потребовал уже в этом году. А технологии обеспечения безукоризненной работы ВКО таковы, что к инфраструктуре ее управления нельзя допустить непрофессионалов, из которых ныне преимущественно состоит призывная часть войск.

Кроме того, как недавно признался министр обороны, "речь идет не только о создании ВКО". По его словам, "в Ракетных войсках стратегического назначения оставлены дополнительно три ракетные дивизии". Кроме того, создаются 14 новых бригад армейской авиации, 12 зенитно-ракетных бригад в рамках развития ПВО Сухопутных войск. "Планируем сформировать и ряд других новых соединений, которые потребуют навыков владения высокотехнологичным вооружением, - это бригады боевого и специального обеспечения. Будут созданы структуры, отвечающие за применение в войсках беспилотных летательных аппаратов", - перечислил глава военного ведомства. Для обеспечения работы всего этого и требуются хорошо подготовленные профессионалы, которых сделать из солдат-срочников, служащих, к тому же, всего год, явно невозможно.

Кстати, здесь также просматривается одна из вероятных причин, по которой президент принял доводы Сердюкова в отношении существенного увеличения доли "профи" в войсках. Ведь, если у систем ВКО, РВСН и ПВО не будет достаточного числа мастеров-контрактников, следовательно, надо увеличивать срок службы по призыву - чтобы можно было успеть подготовить солдата для работы на сложной технике.

Что же касается срыва оборонзаказа, то Медведев на коллегии гневно обрушился на представителей оборонки: "Сначала нахватывают на себя заказов, причем путем снижения цен и установления нереальных цен, а потом требуют контрактной стоимости. Эта порочная система должна быть разорвана! Деньги есть, нужно навести порядок. В противном случае мы не сможем решить поставленную задачу: к 2020 году укомплектовать нашу армию новыми вооружениями".

Президент, очевидно, имел в виду ныне безнадёжно сорванную Госпрограмму вооружений (ГПВ) 2007-2015 годов (притом, что была катастрофически не выполнена и ГПВ 2001-2010). Достаточно сказать, что прошло уже более половины срока реализации ГПВ-2015, а она вряд ли материализована хотя бы на треть. Удручающих примеров - хоть отбавляй.

Конечно же, обещанный президентом "разбор полётов" за явный срыв ГПВ и накрутку цен необходим. Ведь стала уже привычной практика, при которой в случае срыва одной ГПВ принимается другая, "более жизненная и реальная". Вот и в конце прошлого года приняли очередную - до 2020 года.

Главная интрига заключается в том, кто в итоге понесёт наказание.
Previous post Next post
Up