«Я вижу, я чувствую, - чую Вас всюду,
- Что ленты от Ваших венков! -
Я Вас не забыла и Вас не забуду
Во веки веков»
Марина Цветаева
Вчера, 21 апреля, моему научному руководителю - Борису Александровичу Казакову исполнилось бы 75 лет. Живя в Ростове-на-Дону, в этот день я каждый год приходила в его гостеприимный дом на Портовой и погружалась в атмосферу спокойствия, любви, заботы и внимания. С тех пор прошло уже более 10 лет. Жизнь изменилась, многое стало другим, продан дом на Портовой, но и сейчас, закрывая глаза, я вижу этот дом с великолепным садом - частичкой Западного Кавказа, где в это время уже цвели различные первоцветы и тюльпаны всяких разнообразных сортов, дом с кошками, собаками, курочками и доброжелательными домочадцами. Вот сейчас к калитке подойдёт Борис Александрович и с обаятельнейшей улыбкой скажет: «Тата, к нам Мариша с булочками пришла!»…
Фото из семейного архива Евгении Казаковой
Знаю, что не всем удаётся сохранять хорошие отношения со своими научными руководителями. Мне повезло, у меня был золотой научный руководитель. Б.А. Казаков для меня был больше, чем руководитель. Мой папа умер рано, вскоре после того, как я закончила школу, и от Бориса Александровича я получала отеческое внимание, тепло и заботу, которых мне не хватало по жизни. Пожалуй, он был мне как второй отец. Сегодня очень хочется написать о нём. Я не буду писать о его научных достижениях. Они хорошо описаны его коллегами и первыми учениками. Мне хочется написать о нём как о Человеке.
Борис Александрович Казаков один из лучших орнитологов Северного Кавказа, общепризнанный лидер. Он коренной Ростовчанин, в своё время закончил Ростовский государственный университет. В начале 1975 г. блестяще защитил кандидатскую диссертацию «Птицы Западного Предкавказья» и большую часть своей жизни проработал в родном Ростовском государственном университете. Мне посчастливилось писать под его руководством курсовые, дипломную работу, а позже и выполнять диссертационное исследование. Борис Александрович подготовил немало высококлассных специалистов - зоологов. Волею судьбы, я стала его последней ученицей.
Фото из семейного архива Евгении Казаковой
В студенческой среде Борис Александрович был человеком - легендой. На первых курсах моей учёбы в университете, когда встал вопрос выбора научного руководителя, друзья старшекурсники в один голос заявили: «Конечно же, иди к Казакову!». Однажды я набралась храбрости и после занятий подошла к нему, сказала о своём желании проходить обучение под его руководством, показала свои полевые дневники по птицам Ростова, которые вела с детства. Борис Александрович внимательно выслушал меня и посоветовал продолжать наблюдения за городскими птицами. Оказалось, что орнитофауна моего родного города на тот момент была совершенно не изучена и не описана. Так определилась тема для дальнейших исследований на многие годы, которая позже оформилась в виде диссертационной работы по фауне птиц Ростова-на-Дону.
Борис Александрович был человеком добрейшей души. Помню, как выпускники вечернего факультета биолого-почвенного факультета Ростовского государственного университета рассказывали о том, что он очень заботливо относился к студентам - вечерникам. И если видел, что кто-либо из студентов на лекции начинал засыпать - в перерыве отводил его в лаборантскую и поил чаем с пирогами. Кстати, Борис Александрович великолепно готовил и делал это с наслаждением, нередко угощал меня своими кулинарными творениями. Рецепты, записанные с его слов, я храню до сих пор.
К студентам Борис Александрович относился с уважением и каждого, включая своих учеников, меня в том числе, называл на Вы, даже при том, что я была вхожа в его дом . Иногда, правда, забывался и проскальзывало Ты, но это бывало очень редко, видимо, в нём был своеобразный моральный кодекс, который не позволял относиться к студентам иначе.
Борис Александрович много внимания уделял популяризации науки. Меня он учил писать просто. По его мнению, писать, даже на серьёзные научные темы, нужно настолько просто, чтобы любой читающий мог понять: о чём идёт речь. Если предстояло устное выступление, он снова советовал: «Говорите просто и доступно, Вам могут задать какие угодно вопросы, не смейтесь над самыми дурацкими вопросами, спокойно отвечайте, разъясняйте. Не бойтесь публичных выступлений, делая доклад, смотрите на меня. Я Вам помогу». В научных исследованиях не терпел поспешности и непродуманности. Бориса Александровича часто приглашали на детские конференции при городском Дворце творчества детей и молодёжи, он никогда не отказывал организаторам. Несколько раз мне довелось вместе с ним быть в составе жюри конференции ДАН ЮИ (Донской Академии наук юных исследователей). В жюри не было человека добрее и внимательнее Казакова. Он очень серьёзно и внимательно вслушивался в каждую, представленную детьми работу, проявлял к ребятам живой интерес и участие, задавал вопросы, подсказывал, как правильнее провести исследование, на что обратить внимание и т.д.
Борис Александрович был страстный охотник. Однажды в университете я у него прямо спросила: «Борис Александрович, смотрю на Вас и не понимаю, как Вы, такой мягкий и добрый человек, можете быть охотником ? На что получила ответ: «Вы не понимаете, Марина, мужчина, он по природе своей охотник - добытчик». Позже, когда Б.А. уже тяжело болел и всё же выбирался на охоту, интересуясь его жизнью, я как-то в очередной раз спросила: «Как дела? Как охота?» И получила ответ: «А Вы знаете, стало жалко стрелять (убивать). Чаще просто сижу в лодке с ружьём». Важно, что, будучи охотником, Борис Александрович вёл большую просветительскую работу среди охотников. Он и его коллега Н. Х. Ломадзе организовывали специальные занятия с охотниками в охотхозяйствах. Учили охотников распознавать птиц, рассказывали о необходимости охраны редких видов и их местообитаний. (Прим. На фоне растущей армии охотников, как сейчас не хватает подобной деятельности учёных!).
Фото из семейного архива Евгении Казаковой
В доме Казаковых я всегда чувствовала себя желанным гостем. Как-то так случилось, что я видела не очень много счастливых семей, но семья Бориса Александровича, его отношение к единственной супруге Татьяне Геннадьевне, с которой они поженились ещё, будучи студентами, и прожили долгую жизнь, для меня эталон внутрисемейных отношений. В семье все, включая детей и внуков, называли его - Боренька, что тоже достаточно показательно. Я смотрела на них всех, Казаковых, и тихо радовалась. Радовалась тому, что есть такие дома, такие семьи, такие родители. Рецепт семейного счастья я нашла в одном из писем Бориса Александровича. Приведу его здесь: «Любить и терпеть, терпеть и любить. Так и годы пролетают».
Когда я уехала работать в «Смоленское Поозерье», Борис Александрович уже был тяжело болен. И всё же находил в себе силы писать мне письма, когда руки не слушались - надиктовывал их Татьяне Геннадьевне. Эти письма, книги с его подписями, хранящие тепло его рук - самое дорогое, что осталось у меня от Учителя. В тяжёлые минуты я достаю их и перечитываю. Его голос, добрейшая улыбка, спокойная речь, всё это оживает в моей памяти, и я мысленно беседую с Учителем. Сегодня мне подумалось, что содержание некоторых писем я могу привести здесь, возможно, кому-то из тех, кто знал Бориса Александровича, будет интересно их прочесть.
Дорогая Мариша!
Жена долго упрекала меня за то, что я не писал всё это время Вам. Наконец решился. Меня удерживают только два обстоятельства: я не очень уверенно держу в руках ручку. За последнее время упало зрение. Нет той способности всё узнавать: без очков и бинокля. Слышу, слава Богу, хорошо. Вот почему дальше будет текст от меня и моей половины, исполненный не мной.
Ваше письмо очень обрадовало нас. Самое главное: Вы включились в работу хорошего коллектива без труда и привыкания. Спасибо за комплимент по поводу Ростовской школы орнитологов, она хорошо известна. В вашей работе теперь одна трудность: нужно как можно больше и подробнее записывать не только фактические наблюдения, но и эмоциональную сторону - впечатления, ощущения.
Я считаю, что одной из основных задач для Вас является завершение дел по кандидатской диссертации, основательно готовьтесь к поездке в Ставрополь, ничего не откладывайте, сделайте всё необходимое для поездки в Ставрополь. Остальное - потом. Надо сбросить этот груз. Всем будет хорошо и легко: и Вам и нам.
Мы с удовольствием перечитали Ваше письмо. У Вас лёгкая рука, хороший слог, высокая эмоциональность. Спасибо Вам! Желаем Вам побольше смотреть на птиц и хороших людей!
Марина, вспомните принцип искусственного гнезда: Вы можете приблизить к себе и сделать доступными для наблюдения многих обитателей Вашего парка. Они охотно поделятся с Вами своими маленькими тайнами. А что касается белого аиста, то я во сне вижу Ваше подворье с гнездом этих птиц.
Интересно, есть ли у Вас огород? Что там выращивают люди на своих подворьях? Познакомились ли Вы с молодой картошкой тех мест? Должно быть, там хорошо растут капуста и огурцы?
О птичках. Вы дали достаточно подробное описание окружающих Вас птиц. У Вас будут трудности в работе с чайками, куликами, дневными хищниками, рядом видов воробьиных. Надеюсь, что мы обсудим это подробно при Вашем приезде. Описанное Вами разнообразие птиц впечатляет и вызывает зависть. Рады за Вас! Хотелось бы подробнее узнать: в каком доме Вы живёте, как хозяйничаете, где живут Ваши четвероногие друзья? Сколько комнат, не замёрзните ли зимой, есть ли дрова? Помогает ли кто-нибудь по хозяйству?
Очень радует то обстоятельство, что Вас окружают добрые люди, а Вашему замечательному редкому человеку - Волкову - нижайший поклон за всё, что он успел сделать для Вас, для хозяйства и помоги ему Бог!
Надеюсь, что получу от Вас ещё одно письмо до Вашего приезда. Напишите, как прошёл летний сезон, что удалось и что не удалось, какие интересные и новые находки были сделаны.
Мы с большим интересом и неоднократно прочитали Ваше замечательное письмо и ждём новое. До встречи в Ростове. Привет от домочадцев и наилучшие пожелания.
Июль 2002 г.
Дорогая Мариша!
Поздравляем Вас и Ваше семейство с наступающим на всех нас Новым годом! Я не слишком мелко пишу? Постараюсь крупнее. О нас и о себе в том числе. Живём. Стараемся не ссориться, но не всегда получается. Зато перемирия хороши. Наша Варюша растёт по дням. Всё новое и новое. Прежде мы ездили к ней, теперь довольно часто она бывает у нас и мы все вместе кормим курочек, кошек и собак. Если помните, у нас их немало. Недавно домашняя Ксюха окотилась. Котята уже выросли, но более всего ими довольна Варвара. Тискает, что-то мурлычет им и таскает из комнаты в комнату.
Если о здоровье, то можно сказать, что оно всякое, но в основном на букву Х. Понимайте, как умеете. Про себя скажу: господь разрешил мне полюбоваться на плавни Весёловского водохранилища два раза. Посмотрел и послушал Сладкий Лиман в день открытия охоты на водоплавающих. Мечтаю побывать в Ленинском лесхозе и посмотреть на кабанов, может быть через прорезь прицела.
Моя супруга всё своё время и тающие силы тратит на Варюшу. Со мной она обходится полюбовно. То погладит, то ударит словом или делом. Но я, Вы знаете, замечательный, молчаливый и терпеливый муж, и главный повар. А как я вкусно ем, то, что приготовил! Опять о себе. Шутки шутками, но может так и надо. Любить и терпеть, терпеть и любить. Так и годы пролетают.
Теперь о деле… Если Вы захватили наш контакт с Беликом, то знайте: «Ответственный редактор из него вышел отменный. Он - требовательный знаток. Книга наша «Птицы Северного Кавказа» готова, её выдадут нам из типографии в конце января. Очень хотел прислать сейчас, но не вышло… Не хватило времени и денег на цветные вкладки. А иллюстрации у меня есть хорошие. Расхвастался, дождаться бы того, что есть!
Посылаю Вам сборник зоопарка. Надеюсь, он всем, что там есть, порадует Вас. Посылаю, кроме того, сеточки для ловли птиц. Их надо покрасить в чёрный цвет, посылаю ниточки для рыболова Игоря. Надеюсь, он что-нибудь сплетёт. Вот и всё пока. Напишите о себе всё, можете не стесняться выглядеть… Я всё пойму и поддержу. Не молчите. Сердечный поклон и наилучшие пожелания от моей дражайшей половины! С Новым годом!
30.12.2004 г.
Напоследок отрывок из заметки Бориса Александровича «Начинающим орнитологам-горожанам…», где он пишет о своём Учителе (Стрепет, Ростов-на-Дону, 1997, стр. 3). «Мне скоро исполнится 60 лет. Не помню когда я начал наблюдать за птицами. Настоящее же их изучение началось с появлением моего первого Учителя. Им оказался студент первого курса биолого-почвенного факультета Ростовского университета - Очаповский Владимир Станиславович. Он был хорошим, настоящим учителем! Светлая ему память! Он научил меня всему, что знал сам. Пять лет его школы превратили меня в профессионала, способного самостоятельно изучать птиц. Таким я пришёл на биолого-почвенный факультет Ростовского университета.
С тех пор прошло много лет, но до сих пор птицы мне интересны во всех своих проявлениях. Желаю всем, кому интересны птицы, найти своего учителя, который привьёт любовь к птицам на всю жизнь!».
Пожалуй, лучше и не скажешь. До своего 70-летия мой Учитель не дожил два года...
Спасибо, большое человеческое спасибо Вам, Борис Александрович!