Оригинал взят у
chonora в
Про горшок в эпоху динозавровВчера увидела комментарий на мою "Сагу о прикорме", в котором автор недоумевал - какие скандалы с детским питанием могли быть 20 лет назад, ведь баночки недавно появились в принципе. Молодые мамы искренне считают, что до их появления на свет люди жили в пещерах, а детей кормили жеваным хлебом. У меня два младших брата, родной и двоюродный, сейчас им около 30, и я прекрасно помню их младенчество, яблочное пюре в стеклянных майонезных банках, консервированное мясное пюре, смеси и каши в картонных коробках, их было принято просеивать перед употреблением. Да и вообще девизу "Долой кухонное рабство!" лет сто уже, наверное.
Памперсы, конечно, помоложе, хотя тоже не вчера придуманы.
Я не нахожу в них сакрального смысла, но все же расскажу, как осуществлялось приучение молодежи к горшку в нашей семье. Так как молодежь уже выросла, прайваси и все дела, не буду называть их по именам, мало ли кто читает, вдруг травмирую чьи-нибудь нежные чувства.
Итак, в 1993 году, когда у меня родился первый ребенок, одноразовые подгузники продавались у нас в провинции в центральном детском мире поштучно, цена одного памперса была примерно равна моему недельному бюджету. Мне даже в голову не пришло, что ЭТО можно купить, а потом выбросить после использования. У моей подруги приезжал в гости брат из Германии с грудным ребенком, уезжая они забыли (или оставили) початую пачку подгузников, и мы на полном серьезе обсуждали, что с ними делать теперь. Продать по объявлению - так какой дурак это купит? Отправить хозяевам почтой - они станут уже не золотые, а бриллиантовые. Так и отложили в сторону. Использовать для своих детей (у нас ровесники) нам в голову не пришло, честно.
А как же? Ну, как-то так... Я не пеленала никого из детей, потому что не умею. Несколько раз пробовала, получается очень криво. У нас есть понятие "штаны". Это любой предмет одежды, который можно одеть на нижнюю часть ребенка. Ползунки с отрезанными носками (иначе дети дергают лапами и моментально их снимают), трусы, собственно трикотажные штанишки по щиколотку. На каждого нового ребенка и нацепляю "рубаху" (то, что сверху и меняется после срыгивания или купания) и "штаны", которые меняются гораздо чаще. Я не читала "Жизнь без подгузника", мне уже в самом названии послышалось "Ходьба ногами" или "Сгущенка без чеснока". Поэтому сначала мы меняем МНОГО штанов за день. А потом все меньше. Ну, а собственно приучение к горшку у старших детей произошло в садике. На третий день посещения садика они все стали пользоваться горшком как часы. Я много лет ловлю за рукав всех попадающихся мне воспитателей и нянь с вопросом "Как вы это делаете?", они отмахиваются, смеются, видимо, это главный секрет профсоюза.
Так вот, старший ребенок у меня видел памперсы только издали. Когда родился второй, я первым делом заказала мужу пачку подгузников. Пусть у нас все будет красиво! Он родился зимой, и на улицу мы честно паковали его в памперс, но дома с ним в основном сидела моя бабушка, она не одобряла эти новомодные веяния, и он тоже в основном проводил время в штанах. А в конце весны, когда стало тепло, начал скандалить при попытках запаковать его, и мы плюнули.
А вот третий ребенок у меня выращен в памперсах от и до. Как в роддоме запаковали, так и снимали только на время купания. Тогда я была в восторге: как это здорово, иметь возможность носить нормальную одежду, наряжать ребенка в бодики и комбинезончики, ходить куда угодно с маленькой пачкой памперсов и салфеток, а не с ворохом сухих штанов и с пакетиком мокрых. Памятник изобретателю этого чуда в полный рост! В два года мы сняли с ребенка памперс, началось лето, и он провел его преимущественно в трусах, а то и без, на даче. Горшок игнорировал. Через три месяца пошел в садик и там тоже моментально освоил эту премудрость. Туалетных проблем, как таковых, не было, но сейчас, ближе к подростковому возрасту, я вижу у него некоторые трудности с тем, чтобы "чувствовать себя", а у меня - с тем, чтобы "чувствовать его". Он легко "идет вразнос" эмоционально, и мы оба замечаем это слишком поздно, когда мягкого выхода из пике уже не получается. Не готова напрямую связать эту особенность с подгузниками в детстве, безусловно, имеет значение темперамент и многое другое, и все же...
Четвертый ребенок, приемный, в год и три месяца не умел ходить, говорить, нормально есть и улыбаться, но просился на горшок железно. Видимо, профсоюз детсадовских воспитателей допустил утечку информации в сторону дома ребенка.
Пятый ребенок родился огненным летом 2010-го. Мне было страшно завернуть его в батистовую пеленку, не говоря уж о памперсе. А потом так и повелось, из загашников снова были вынуты пресловутые штаны, которые долгие годы хранили свои потребительские свойства, памперсы были, но как-то не прижились. Нет, вру, было понятие "лыжный памперс", мы всю зиму подолгу катались на беговых лыжах, младенец висел на папе в эрго-рюкзаке, по этому случаю на активно протестующего ребенка одевали подгузник. И потом летом в походах использовали подгузник ночью, чтобы не сушить под дождем кучу спальников. То есть несколько пачек ушло. Горшок купили, когда поехали на море, чуть раньше второго дня рождения, там он его освоил, после рождения младшей сестры в 2.4 случился предсказуемый откат, но быстро прошел.
Младшая родилась в самом конце осени, ей бабушка с дедушкой презентовали пачку памперсов для новорожденных, она где-то так и стоит, слегка начатая. Очень уж она возмущалась, когда ее "в бумагу заворачивали". Или я стала мягче, не пытаюсь ломать через колено ребенка, чтобы привести его в соответствие с моими представлениями. Штаны по-прежнему в моде, но горшок в ее жизни появился рано - старший брат еще им пользуется, и она легко его освоила. Только штаны сама снимать не умеет, поэтому подходит и стучит им, как голодный шахтер каской, пока кто-нибудь не поможет. Надуть может из вредности или если от нее все отвлеклись и бросили на произвол судьбы. Потом подходит и укоризненно демонстрирует мокрые штаны: "Вот до чего ребенка довели, изверги!"
Насчет высаживания. Я держала всех детей, где мне это казалось уместным - над ванной, над унитазами в общественных местах, над тазиком около кровати ночью, в кустах на прогулке. Я не "ловила пописы" судорожно, но активно хвалила за успешное высаживание, это называлось "вот какие мы молодцы, сэкономили штаны". Еще я не практиковала специальных вербальных обозначений для этого действия. Мы часто бываем в общественных местах, мне нормально, когда ребенок говорит "Мама, я хочу в туалет" или "Дай, пожалуйста, молока", но не нравится "пись-пись" или "дай сисю". Это мои персональные тараканы, я не люблю коверкания языка, поэтому не понимаю также "би-би" и "гав-гав", приходится им нормально говорить, бедолагам. Ну, или горшком стучать :)))