"Шесть венских сонатин" Моцарта

Jul 23, 2018 14:00

Когда мы были в Зальцбурге, я, как уже писала, взяла перечитать книгу "Возвышенное и земное" - это художественная биография Моцарта, написанная Дэвидом Вейсом. В ней очень подробно рассказывается не только о жизни композитора и его родных, но и о его музыке. Дело в том, что сначала Леопольд Моцарт, а затем и сам Вольфганг очень ревностно относились к систематизации творчества. Отец сохранял все произведения сына, начиная с самых первых пьес, позднее Вольфганг завёл собственный каталог, в который вносил не только названия сочинений, тональность и дату, но и первые такты. Благодаря этим подробным записям, а также многочисленным письмам, в которых до самой смерти отца Моцарт подробно рассказывал о том, что он сочиняет, исследователи его творчества имеют огромное количество информации.

Как знают все прилежные ученики музыкальных школ, наиболее полный и подробный список произведений Моцарта содержится в каталоге Кёхеля, поэтому с середины 19 века и по сей день принято нумеровать произведения Моцарта с добавлением аббревиатуры KV - Köchel Verzeichnis (что означает "перечень Кёхеля"). Каталог Кёхеля содержит более 600 позиций. Впервые он был выпущен в 1862 году, позднее вышло несколько редакций, выполненных другими исследователями, в том числе в 1936 году вышла третья редакция, существенно переработанная Альфредом Энштейном (кто-то считает, что это двоюродный брат физика Эйнштейна, но это точно не установлено). В эту редакцию внесено очень много правок, убран ряд подделок, добавлены новые найденные произведения, которые не учёл сам Кёхель. В 1964 году в шестой редакции в каталог были добавлены ещё некоторые позиции. Так или иначе, но на сегодняшний день последняя редакция каталога Кёхеля считается всеобъемлющим списком произведений Моцарта.

Некоторое время назад я разбирала ноты, нашла один сборник и решила немного поиграть. В том числе сонатину до мажор Моцарта. Я её раньше не играла, вообще не помню, честно говоря, были ли у меня в программе какие-то произведения Моцарта, когда я училась. В общем, я её поиграла, как могла, а потом мне стало интересно, в какой момент Моцарт написал эту вещь. Дело в том, что она достаточно простая, хотя и помещена в учебный сборник для 5 класса, но современные дети из серьёзных музыкальных школ могут играть её буквально в 7-летнем возрасте (вот здесь играет Маша Махамендрикова, например, ей 7 лет на этот момент). Может быть, это детское произведение? Было бы забавно найти в каталоге дату и сопоставить с книжкой (хотя на самом деле в книге достаточно много неточностей, относящихся к детскому возрасту, я уже писала об этом).

У меня была тональность - до мажор - и даже номер, указанный в хрестоматии, это номер 6. Итак, сонатина №6 до мажор - ищем в каталоге Кёхеля...

Нету! Более того, там вообще нет ни одного произведения, которое называлось бы сонатина. Сонат для фортепиано Моцарт написал довольно много, но сонатины нет ни одной. Может быть, произведение в оригинале называется как-то иначе? Я просмотрела произведения в тональности до мажор, но ни одно из них не было даже близко похоже.

Зато на YouTube я обратила внимание, что в заглавии ролика, где другой мальчик играет эту же сонатину (вот здесь) использовано слово "Венская". Я погуглила "Венские сонатины Моцарта". Мне выпала ссылка на скачивание сборника, который так и называется: "Шесть венских сонатин". Из любопытства я его скачала и действительно обнаружила там под номером 6 эту сонатину, а под номером 1 другую, которая тоже есть в украинской хрестоматии, только за другой класс (кажется, четвёртый).

Мистика какая-то! В учебных сборниках сонатины есть, причём как в наших, так и в зарубежных (этот сборник, который я скачала, издавался и в Лондоне, и во Франкфурте, и в Нью-Йорке!) - а в каталоге Кёхеля сонатин нет. Ни всех вместе, ни каждой по отдельности.

Ответ нашёлся в статье Светланы Подольской "Шесть сонатин Моцарта: подлинник или?..". Желающие могут прочитать статью самостоятельно, а я дам краткий пересказ.

Шесть венских сонатин - очень популярный учебный материал, используемый как в отечественных, так и в зарубежных музыкальных школах и училищах. Однако ни в одном известном списке произведений эти сонатины не фигурируют, а кроме того, все они имеют необычную композиционную структуру. Вместо традиционных трёх частей у половины сонатин имеются четыре части (в том числе и у шестой - причём в моей хрестоматии формально этих частей даже пять, первая не имеет названия, а за ней следуют Менуэт, Трио, Адажио и Финал, но возможно, Финал в счёт частей не входит). Однако музыка всех сонатин явно имеет много сходства с произведениями Моцарта, в них есть многочисленные детали, которые особенно любил и часто применял Моцарт. Это позволило исследователям сделать вывод, что Моцарт определённо причастен к созданию сонатин.
Подробное изучение каталога Кёхеля позволило обнаружить пять дивертисментов под номером KV439b, различные части которых и составили, как оказалось, эти сонатины. Дивертисменты были написаны для трёх духовых инструментов: двух кларнетов и фагота. А вот кто когда и зачем переработал эту музыку в форму фортепианных сонатин, так и осталось пока неизвестным. Возможно, по мнению Кёхеля это был Бруно Муджелини.
Немаловажным вопросом в связи с этим открытием является теперь подход к исполнению этих сонатин. Ведь если Моцарт изначально писал эту музыку для духовых произведений, то нынешнее исполнение в клавесинно-отрывистой манере, выходит, является в корне неверным. По крайней мере педагогам, которые дают эти произведения своим ученикам, стоит знать историю их появления.

Вот такая интересная музыкально-детективная история.

Музыка, Напряги извилины, Книги

Previous post Next post
Up