И снова майская Беларусь, Сынковичи

Nov 16, 2017 13:44



1.
Если вы думаете, что наше майское путешествие ограничилось посещением Гродно, то зря:) Мне хотелось старинных храмов и родовой замок) Но до замка мы еще дойдем, а пока костел Архангела Михаила оборонного типа в Сынковичах. Древнее и уникальное архитектурное сооружение.

От Гродно до Сынковичей доехали с утра на маршрутке.


2.



3.



4.

Какая же Беларусь без аистов?:)


5.



6.



7.



8.



9.

В Сынковичах есть святой источник с купелью. Искупаться мы не решились, но небольшой отдых и перекус в беседке устроили.


10.



11.

Бандит:)


12.



13.



14.



15.



16.



17.



18.



19.

На Викимапии здания обозначены как заброшенные мастерские. Кажется, кто-то из наших ребят говорил, что это была пивоварня.


20.

Памятник павшим в Великую Отечественную


21.



22.

А вот и то, ради чего мы приехали в Сынковичи. Храм-крепость Архангела Михаила, 15 век. Это один из уникальных сохранившихся архитектурных памятников Беларуси. не имеющий аналогов в мире. В его архитектуре сплелись в единый ансамбль черты запада (готика) и востока (традиционная византийская архитектура). Массивные полутораметровой толщины стены, башни, помещение под сводами с бойницами сближают сооружение с небольшим замком. Его план напоминает планы древних византийско-русских церквей. Стрельчатые арки проемов, высокая двускатная крыша, накрытая дранкой, звездчатый свод в правой апсиде - элементы готики. Все три нефа храма имеют одинаковую четырехметровую высоту и перекрыты крестовыми сводами с нервюрами. Неглубокие, разнообразные по форме и размерам, в щите фронтона ниши, очень похожи на ниши мирского замка. Бойницы и машикули сынковичской церкви в первую очередь служили целям обороны. Все ярусы бойниц придавали зданию суровый вид, однако и они были немаловажным элементом и средством украшения стен.


22.

Когда и кем был построен храм неизвестно. Есть только легенда, что история этого храма связана с именем великого князя Витовта. Великое Княжество Литовское было разделено между двумя братьями великими князьями Ольгердом и Кейстутом. В 1382 году после смерти великого княза Ольгерда к власти пришел его сын Ягайло, который стремился к единоличной верховной власти. Жажда власти стала причиной распрей. Однажды князь Ягайло пригласил к себе в гости в замок своего дядю князя Кейстута с его сыном Витовтом и женой Анной. Только вместо теплого приема их ждали цепи и высылка в Кревский замок. Там в заточении князь Кейстут был убит, та же участь ждала и его наследника. Но Витовту удалось спастись, он бежал из замка переодевшись в платье служанки.


24.

Преследователи знали, куда может направиться князь Витовт, поэтому дороги были перекрыты воинами Ягайло. Но им не удалось схватить Витовта, потому что он направился в противоположную сторону. Убежище он нашел в своей древней вотчине, недалеко от Слонима, среди дремучих лесов на полуострове, образованном рекой Береза в "древней крепости" как гласит летопись (то, что это ранее была крепость подтверждают исследования ученых). Здесь князь пробыл более месяца, пока преследователи не потеряли его след, а местные жители во всем помогали ему, предупреждая об об опастности. Когда все успокоилось, он отправился через Брест и Мазовию в Пруссию за помощью к крестоносцам.


25.

Но великий князь Витовт пришел к власти только после примирения со своим врагом князем Ягайло, который в это время стал королем Польши, приняв крещение с именем Владислав. Будучи правителем ВКЛ Витовт не забыл о крепости и ее жителях. Кирпичное оборонительную неприступную крепость он перестроил в великолепную церковь, в которой жители могли не только молиться, но и защищаться от врагов. Из церковной летописи известно, что спустя 25 лет после своего спасения в 1407 году вместе со своей женой и ближними он прибыл на освящение восстановленного храма-крепости, освященного в честь Архангела Михаила, меценатом которого он являлся.


26.

Больше всех исследовал этот храм священник Евстафий Михайловский, который служил в этом уникальном месте в 19 веке. Он стал настоятелем храма с 1872 года. В том же году в родах скончалась его супруга Надежда Федоровна и новорожденный сын Владимир. После этого отец Евстафий навсегда связал свою жизнь с приходом, где находились дорогие его сердцу могилы. О своих исследованиях и археологических находках он дал отчет в комиссию археологического комитета г. Санкт-Петербурга, а также написал статью в книге. Священник Евстафий Михайловский сделал последний капитальный ремонт этого храма в 1881-1894 гг. При очистке штукатурки им обнаружены надписи на стенах, самые древние из них были датированы первой половиной 12 столетия, далее следуют надписи 13, 14 и 15 веков. Также имелось два древних колокола, на одном из них значился 1460 год, а на другом 1689 г. Сохранилась в национальном архиве докладная записка о состоянии храма, а также о находках священника. Из материалов этой рукописи мы видим, что действительно храм был построен не ранее 1460 г., так как церковные колокола выливались уже после того, как строительство храма было завершено. Да и если внимательно посмотреть на архитектуру храма в настоящее время, то можно увидеть, что он перестроен из какого-то крепостного сооружения.
А на фото могила Надежды Михайловской.


27.

Крест в честь 600 лет от овсящения храма.


28.

Храм ныне православный, с 16 по 19 век принадлежал униатам.


29.



30.



31.



32.



33.



34.



35.



36.

А это просто неожиданно концептуальная фотка, получившаяся случайным нажатием на кнопку спуска))


37.

Беларусь

Previous post Next post
Up