1.
Хмелита - усадьба Грибоедовых, где в юные годы много времени проводил у своего дяди будущий автор "Горя от ума" Александр Сергеевич Грибоедов.
Хмелита - прекрасное место, где можно сфотографироваться на сказочно красивой лестнице усадьбы, осмотреть залы музея, побродить по дорожкам парка, отдохнуть, наслаждаясь видом у пруда, покачаться на качелях...
Романтичное название Хмелита происходит от одноименной речки, по берегам которой росли густые заросли дикого хмеля. С 1680 года село перешло во владение знатного рода Грибоедовых. В 1754 году капитан-поручик Преображенского полка Федор Алексеевич Грибоедов, дед выдающегося драматурга и дипломата А.С.Грибоедова, распорядился построить в Хмелите роскошную барскую усадьбу. Увы, имя архитектора, создавшего этот шедевр не сохранилось...
2.
Усадебные постройки включают в себя главный дом, 4 флигеля, усадебную церковь, каскад прудов и парки.
В конце XVIII-начале XIX в. Хмелитой владеет Алексей Федорович Грибоедов, хлебосольный московский барин, живший летом в Хмелите так же широко и открыто, как и зимой в Москве. В его усадьбе была богатая библиотека, коллекция картин, домашний театр и цыганский хор. У Алексея Федоровича собирался цвет российской аристократии: Уваровы, Якушкины, Шереметевы, Разумовские, Хомяковы, Татищевы, Радищевы, Нахимовы. Летом в усадьбе дядюшки частенько гостил его юный племянник Саша Грибоедов. По распространенной версии прототипамы персонажей "Горя от ума" были найдены драматургом в окружении его дяди среди гостей, посещавших Хмелиту.
3.
Во второй половине XIX в Хмелита приходит в упадок. Лишь в 1894 году имение купил граф Пётр Александрович Гейден, потомок выходцев из Голландии, умеренно-либеральный политик, общественный деятель, впоследствии один из основателей “Партии 17 октября” (“октябристов”). Он велел отреставрировать старинный дворец и перевез в него великолепную коллекцию живописи, прежде принадлежавшую его тестю князю Дондукову-Корсакову. После 1917 года собрание было национализировано, вывезено в Петроград, Москву и Смоленск и частично утрачено.
4.
Хмелита не особенно пострадала в первой половине ХХ века, даже Великая Отечественная Война и оккупация не затронули её. Но в 1954 году колхозники, желая согреться, развели костер прямо в усадебном доме, в котором сушилось колхозное лыко. Дворец горел несколько дней, после пожара местные жители начали разбирать усадьбу на кирпич.
5.
В 60-е годы в Хмелите побывал выдающийся русский реставратор П.Д.Барановский, он начал восстанавливать обгорелые руины. Реставрацию продолжил ученик Барановского Виктор Кулаков. Он смог преодолеть множество бюрократических рогаток, восстановил дворец и не допустил, чтобы в нём вновь устроили склад колхозного лыка сельский клуб и дирекцию совхоза. В 1995 году во дворце был открыт единственный в стране музей А.С.Грибоедова и героев его комедии “Горе от ума”.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Аванзал. Это помещение, где гости ждали представления.
12.
13.
Очки Чацкого:)
14.
Копия барельефа с надгробия А. С. Грибоедова в Тифлисе.
15.
Библиотека, которая впоследствии стала кабинетом Грибоедова. Стол - тот самый, за которым сидел писатель. Его в дар усадьбе передал Санкт-Петербургский музей.
16.
17.
Столовая, посуда здесь подлинная, Грибоедовская, а вот мебель правильного исторического периода, но Грибоедовым не принадлежала...
18.
19.
20.
Парадная гостиная. Двери этой залы выходят на шикарную Парадную лестницу. Цвет гостиной сделан зеленым неслучайно - для того, чтобы не очень ощущался переход в сад.
21.
22.
23.
В доме гостинный на любой вкус и цвет:) Вот эта - голубая.
24.
25.
А эта гостинная - малиновая.
26.
Парадная спальня.
27.
28.
29.
30.
Занятная картинка:)
Стихи слону, который был привезен в Москву в 1796 году.
Что в Москве за удивление
Что за новое явление
Что дивится так она,
Привезли в нее слона.
Множество бежит народу
К страшному сему уроду,
Все торопятся, спешат
Все смотреть его хотят.
Мысли взял бы на такие
Побывал бы как другие
Поглазел бы на слона,
Только дорога цена.
Деньги для кого не важны
Золотые, не бумажные
И серебрянны рубли
Те одни к слону пошли.
Я туда не загуляю,
нужде рубли оставляю,
А животным некотам
Ни копейки я не дам.
От бухарска госудраства
До преславна россиского царства
столько денег собрал слон,
Что и сам не стоит он.
Долго я мыслями смущался,
Долго к слону сбирался,
Напоследок все ж решил
И смотреть слона ходил.
При моем тогда вступленьи
Поразило удивленье -
Страшен был слон мне на вид,
Хоть коврами он покрыт.
Все тогда слона познали,
Все разинув рот стояли,
Особливо мужики
Удивлялись на клыки.
Слон всюду хоботом поводит,
В трепет зрителей приводит,
Зная в нем велику мочь,
Пятились как раки прочь.
Мне вздумалось сойти пониже,
Подойти к слону поближе,
Яблок, калачей давал,
Слон как крошки их глотал.
Я немного удивился,
Вскоре и простился,
Ко двору поворотил
И себе проговорил:
Для чего за ту скотину
Рубль платить и полтину
Не за что и гривны принес
Слон родился, слон и есть.
31.
Комната барышень. В ней жила старшая дочь хозяина усадьбы, дяди писателя.
32.
33.
После осмотра музея мы прогулялись по парку.
В середине 18 века дед драматурга Ф. А. Грибоедов занимается строительством и благоустройством усадьбы Хмелита. Архивные документы 18 века свидетельствуют о том, что в Хмелите были заложены парки "иррегулярный и регулярный с глухими и открытыми аллеями, в нем имеются хорошие цветники с каменными статуями... и в обоих разные плодовые деревья". Регулярный парк начинается от парадной лестницы дворца. Его планировка - квадрат, вписанный в квадрат, сохранилась. Сохранились вековые дубы, старые липы, посаженные "стеной", трехлучевые радиальные аллеи и боскеты ("зеленые кабинеты"), каскад прудов, горки - "Парнасы", террасированные спуски.
Пейзажный парк, не имевший строгой планировки, сохранился фрагментарно. Он начинался за большим прудом с островком. Вдоль берега росли и сохранились старые дубы, лиственницы, кедр. Переходом к нему от регулярного парка служила огромная поляна с кустами рябинника и дикой смородины.
Из двух хмелитских парков наиболее полно сохранился регулярный, который помнит юного Александра Грибоедова.
34.
35.
36.
В пруду миллионы лягушек и у них любовь)
37.
38.
39.
40.
41.
42.