Анти-Монтессори

May 22, 2015 11:30

Оригинал взят у rorschach_club в Анти-Монтессори

Монтессори

Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори - система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к каждому ребёнку: он постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении. Эта система формирует знания, следуя за непроизвольным вниманием ребёнка. Это не случайно. Первая «школа Монтессори» была открыта ею 6 января 1907 года в Риме. Монтессори начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем она переключилась со специальной педагогики на общую, занимаясь и c детьми, у которых не было отставания в умственном развитии.

При олигофрении отмечается недоразвитие преимущественно наиболее дифференцированных, онтогенетически молодых функций - мышления и речи при относительной сохранности эволюционно более древних ориентировочного рефлекса, восприятия, памяти и эмоций. Хорошая механическая память, склонность к подражательности и повышенная внушаемость, преобладание конкретных ассоциаций и слабость абстрактного мышления, доминирование непроизвольного, флуктуирующего внимания над произвольным, сосредоточенным вниманием, - таков психологический профиль дебильного человека (дебильность - лёгкая степень олигофрении).



"В голове стропильца не хватает", - говорили раньше о таких детях.

В годы, когда Мария Монтессори начинала свою пионерскую деятельность, детей-олигофренов обучали несложному ручному труду, безо всякой надежды на образование. Монтессори показала, что локомотив непроизвольного внимания может тянуть за собой учебный процесс, если не останавливать его звонками и переменами и если среда вокруг дебильного ребёнка будит его любопытство (задействует его ориентировочный рефлекс).

У ребёнка с сохранным интеллектом по мере созревания нервной системы формируется произвольное внимание и абстрактное мышление, его обучение не зависит от наличия в окружающей среде наглядного стимула, который разбудит любопытство и не ограничивается конкретными действиями.

Благодаря новаторской работе Марии Монтессори, психологи обратили внимание на эту группу детей. В результате в психологической диагностике появилась категория нарушений обучаемости, - затруднения в приобретении навыков речи, письма, чтения, логического мышления, математических способностей, социальной адаптации соответственно возрасту.



Анти-Монтессори это идея "хорошо устроенная голова лучше доверху наполненной".

Нарушения обучаемости искусственно поделены на "проблемы в школе и дома". Первые - это неспособность усвоить материал по чтению, письму, математике, который легко усваивают сверстники, вторые - это задержка психического развития в сфере речи, скоординированности движений, межличностного интеллекта, способности ориентироваться на местности, умении выстраивать алгоритмы и сравнивать схемы между собой.
Задержка в формировании произвольного внимания и слабость мнестической деятельности, - трудности со смысловым запоминанием материала, - заставляют ребёнка опираться на непроизвольное внимание и на механическое запоминание.

На первый взгляд кажется, что педагогика Монтессори и ребёнок с дефицитом внимания созданы друг для друга. Нет. Педагогика Монтессори объявила механическое запоминание насилием над ребёнком, поэтому даже если интеллект ребёнка с дефицитом внимания сохранен, усвоить абстрактные схемы и начать мыслить формальными категориями у него нет шансов. То, что его сверстники понимают из объяснений в книге, он, неспособный сосредоточить произвольное внимание, в тексте не видит. А механически заучить шаблон и так получить в своё распоряжение автоматизированные мыслительные операции, которые потом прикладывать к материалу, у него нет шанса.



"Дайте ему риталин", - говорят о таких детях сейчас.

На самом деле проблемы и в школе, и дома те же, и парциальные задержки психического развития могут быть маскированы (кто-то из близких компенсирует своей компетентностью задержку у члена семьи), могут быть псевдокомпенсированы (член семьи гипер-продуктивен в области, в которой одарён, из-за чего его задержку полагают причудой талантливого ребёнка), а могут подвергаться отрицанию (кто-то из близких отрицает, что у члена семьи задержка психического развития).

Есть и ещё вариант педагогической запущенности, - это когда родителям всё равно, что и как изучает ребёнок, и вариант идейных родителей, - это когда ребёнок без задержек психического развития оказывается в школе Монтессори и проводит годы жизни в мире, где нет структуры, плана изучения материала, где всё ситуативно. Родительская безответственность или вера в преимущества педагогики Монтессори обрекают ребёнка с сохранным интеллектом изобретать велосипед там, где другие давно на нём накатались. В годы, когда его сверстники систематизируют знания, ориентируются в школах и методах и разбираются в истории науки, он сравнивает длину разных шнурков, чтобы убедиться в наличии понятия "длина". Или сравнивает мнения двух экспертов в интернете, чтобы убедиться в наличии понятия "разногласие двух точек зрения". И там, и там он остаётся на уровне конкретных операций, не в силах найти обобщающую категорию или механизм, ибо это уже абстрактные понятия.

Рекомендация тут очевидная: хвалите дошкольника за любые проявления произвольного внимания. Дайте ему шанс.



"Порядок бьёт класс", - вы знаете контекст, в котором впервые прозвучала эта фраза?

Анти-Монтессори

Гарбузов В.И. Нервные дети. Советы врача для матерей. Ленинград: Медицина, 1990. 176 с.

с. 17-18
Ребёнок на шестом году жизни нередко понимает людей больше, чем они понимают его, и страдает от их непонимания. Нередко на приём приходят матери, которые отчётливо помнят, как ребёнок развивался, прибавлял в росте, массе тела, чем болел. Но вопрос: "Каков ваш ребёнок по характеру, что он за человек?" - ставит их в тупик. Медленно, мучительно, запинаясь, начинают они подбирать слова. Как же они воспитывали, не зная собственного сына или дочь?

Итак, предлагаем родителям примерный перечень вопросов, объективные ответы на которые помогут составить представление о том, каковы темперамент и характер у их ребёнка.

Ребёнок настойчив, упорен, упрям, неуступчив, прямолинеен? Его интересы устойчивы, он подолгу занимается одним делом и бурно протестует, когда его отвлекают? Он неприхотлив, если упал -встаёт сам, помощи не ждёт, не жалуется, и чем ему труднее, тем настойчивее стремится к цели? Если всё это так, то у ребёнка холерический темперамент.
Ребёнок медлителен, тугодум, молчалив, сдержан, замкнут, домосед, предпочитает игры в одиночку, всё переживает в себе, тихоня и его не видно и не слышно? Он терпелив, обстоятелен, покладист, осмотрителен и осторожен, миролюбив? У такого ребёнка флегматический темперамент.
Ребёнок быстр, активен, подвижен, расторопен, ориентируется и приспосабливается мгновенно, везде чувствует себя как дома, общителен и говорлив? Он выдумщик, спорщик, заводила, склонен к риску, азарту, ему всё интересно и он всё успевает сделать? Если ребёнок таков, он - сангвиник.
Ребёнок уверен в себе, самостоятелен и решителен, в нём развито чувство достоинства?
Он пользуется авторитетом у сверстников, с ним охотно дружат и играют, он равноправен среди детей?
Тяготеет к сверстникам или к детям младше себя?
Он добр, доброжелателен, отзывчив?
Ему присущи чувство стыда и совестливость?
Он понимает, что и другому может быть больно, что бабушка сегодня плохо себя чувствует?
Он эгоистичен, демонстративен, назойлив, выскочка, стремится завладеть общим вниманием, никогда не признаёт своих ошибок и склонен обвинять во всём только других?
Ребёнок внимателен, усидчив, любознателен?
Отвлекаем, склонен бросать начатое дело, не доводя до конца?
Он оптимист или нытик?
Тревожен, чрезмерно раним и обидчив, мнителен?
Агрессивен или миролюбив?
Умеет ли постоять за себя?
Он силён, ловок или физически слаб и неловок?
Он умеет и знает всё, что положено освоить в его возрасте?
Такова примерная схема вопросов, которые родители должны ставить решать, своевременно внося коррективы в воспитание.

с. 59
Принято полагать, что высоким интеллектом обладает каждый четвёртый, средний интеллект в двух из четырёх людей, нижняя граница, т.е. то, что ещё можно оценивать как более или менее удовлетворительное умственное развитие, примерно у каждого шестого и неудовлетворительный уровень интеллекта - у каждого десятого человека (у 7% людей уровень интеллекта находится между нижней границей нормы и умственной отсталостью и 3% людей умственно отсталые). Многие дети задерживаются в умственном развитии и нуждаются в помощи, чтобы не отставать в усвоении школьной программы.
с. 76
Ребёнок отвлекается, на то он и ребёнок. Отмечено, что трёхлетний ребёнок за 10 минут игры отвлекается в среднем 4 раза, но четырёхлетний уже 2, в ребёнок в 6 лет не более 1 раза. К этому ведут здорового ребёнка, но ещё более упорно - детей, которые задерживаются в умственном развитии и отвлекаются.
Удивление, интерес захватывают ребёнка настолько, что у него задерживается дыхание. Во Франции называют человека, несостоятельного в деле, которое требует внимания и сосредоточенности, неспособным к удлинению дыхания. У ребёнка с задержкой дыхания следует стремиться выработать такое дыхание. Конечно, всё это даётся трудно, требует терпения, усилий и времени. Задерживающегося в умственном развитии ребёнка учить, что "по лесу с бороной ездить". Но другого способа преодолеть задержку умственного развития нет.
В 5 1/2 лет - серьёзнейший возрастной этап, с которого следует начинать систематическое и планомерное обучение, - у ребёнка уже должно быть сформировано произвольное внимание. Ему неинтересно, но ему внушают "надо". И он усердно выполняет то, что надо сделать вопреки своему нежеланию. Если в 5 1/2 лет не сформировано произвольное внимание, то задержка умственного развития преодолима с трудом.
Отчётливо запомним рекомендацию: не следует отвлекать ребёнка, когда он сосредоточенно занят игрой, делом, когда ему читают или рассказывают. Здесь нет и не может быть никаких исключений. Всё остальное в это время (еда, сон, гости, разговоры) имеет второстепенное значение. Играя, занимаясь с ребёнком, нельзя отвлекаться и тому, кто занимается с ним. Следует помнить: отвлекаясь сами, родители учат отвлекаться и его. Для задержавшегося в умственном развитии это чрезвычайно важно. И если мать занимается с таким ребёнком, а бабушка отвлекает вопросами, то малышу наносится непоправимый урон.
с. 84
Нет умственного воспитания, а тем более преодоления задержки умственного развития без воспитания трудолюбия. Тяжки усилия родителей по преодолению задержки. Это годы кропотливого, изматывающего труда, притом после работы. Трудиться в таком случае должен и ребёнок, и трудиться много. Если задержку всё же не удаётся преодолеть, то от затраченных усилий остаётся единственное, но как раз наиболее необходимое такому ребёнку - трудолюбие.
Родители никогда не делают за ребёнка то, что он может сделать сам. Они никогда не позволяют бросить незавершённое. Завершение начатого дела - необходимое условие воспитания любого ребёнка, тем более такого, у которого имеется задержка умственного развития. Говорили же древние римляне: не пытайся или оканчивай. Устал, потерял интерес - пусть отдохнёт, но затем вновь вернётся к начатому делу.
Истинно умный человек трудолюбив. Для ленивого человека неизбежны верхоглядство, резонёрство, истерическая претензия на ум. Задержка умственного развития - прямое показание для того, чтобы отложить на год поступление в школу.
Конец цитаты.



Вместо послесловия:

В сфере межличностного и внутриличностного интеллекта, то есть психологии общения и понимания себя, большинство из нас - воспитанники по системе Монтессори :)) на что обратили своё внимание когда-то, про то и узнали. Кому повезло с учителем словесности, тот сразу узнал все нужные схемы, которыми размышляют про людей, - потому что читал вместе с учителем классическую художественную литературу.

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

воспитание

Previous post
Up