СВАО на связи

May 01, 2014 23:24


Прогулки последних недель по Юго-Восточному административному округу Москвы натолкнули на мысль о границах. В ЮВАО их предостаточно. Обширные территории промзон, обнимающие каждый из районов этого округа - самые надежные сторожа границ. Но что насчет тех районов, где пром практически отсутствует? Решила рассмотреть свой район и разобраться: что, как и с чем связано.


Надо сказать, что с самого начала определение границ территории "своего" района осложняется удаленностью дома, в котором я живу, от каких бы то ни было районных центров: формально 13-й микрорайон принадлежит району Северное Медведково, являясь его северо-восточной границей. На деле получается, что одинаково близок как весь остальной район Северное Медведково, так и район Лосиноостровский. Естественной границей между районами является зеленая полоса по обоим берегам от реки Яузы. Местами эта территория превращена в парк, который последние годы стал все больше напоминать место отдыха, а не пункт локации местных собаководов и пьянчужек. Наличие такой парковой зоны-буфера между районами скорее только обобщает территории, в моем представлении это не граница. Граница здесь - поистине исполинские, закрытые и в целом мертвые территории гаражных кооперативов, которые занимают достаточно большую долю как одного, так и другого районов. Получается этакий провал в пространстве - однородная спальная среда, которая сама по себе не ах как кипит жизнью, сменяется еще более неживой, замкнутой и абсолютно аморфной по отношению к своим соседям.


С другой стороны, подобная среда - это всегда шанс для спального района обзавестись территорией с большей шкалой активности, нежели он сам. При условии осмысленного подхода к ее реконструкции, конечно. Вообще странно, что такое место до сих пор не раздербанили какие-нибудь девелоперы для строительства нового жилья, ведь, несмотря на близость МКАД и Перловского кладбища, вокруг полно зелени, а также имеется вполне живописный Джамгаровский пруд - гордое напоминание о дачном прошлом этого района конца XIX - начала XX века.

Далее соседние районы нанизываются на несколько связующих магистралей. Ул. Осташковская переходит в ул. Енисейская - по этой оси расположены районы Северное Медведково - Бабушкинский - Свиблово. Эта ось затем упирается в Ярославское шоссе и Ярославскую железную дорогу (район платформы "Северянин"). Эти же районы связаны и сплошной парковой зоной, по которой можно от МКАД пройти фактически до Ботанического сада РАН, а там и до ВДНХ. Такая пешеходная магистраль  - настоящее богатство и большая редкость в лоскутном московском одеяле. Контуры парка следуют изгибам Яузы.



Есть и горизонтальные хордовые оси, и их, надо сказать, совсем немного. Одна из таких - ул. Малыгина, которая затем переходит в ул. Широкая, а затем раздваивается на две: ул. Плещеева, она ведет в район Бибирево и ул. Лескова, которая соединяет Северное Медведково с районом Альтуфьево. Ул. Широкая - вообще единственный маршрут, на пути к лежащим западнее районам, по-другому попасть туда никак не получится. Причиной тому - огромный пром анклав, который не имеет других проколов, кроме как эта улица. Лежащие западнее районы Алтуфьево - Бибирево - Отрадное - Марфино  (соответствующая ему станция - Владыкино), между тем, имеют всего один связующий их между собой путь - вылетную магистраль на МКАД - Алтуфьевское шоссе. Из-за расположенных здесь промзон и гаражных кооперативов других связующих улиц вообще нет. Миновать Алтуфьевское шоссе все равно не получится. Ветка Окружной железной дороги также не способствует прокладке горизонтальных связей между соседними районами. Бибирево и Отрадное связывает только одна магистраль - проезд Дежнева, переходящий в Северный бульвар. Свиблово и Отрадное не связаны вообще никак, из одного района в другой можно попасть, только совершив огромный крюк. Или прогулявшись пешком/на велосипеде/на самокате/на любом другом легком средстве передвижения, что, к сожалению опять-таки омрачают стагнирующие территории промзон и довольно рыхлая организация парковой зоны в этом месте.
Короче говоря, пром, оказывается, есть везде. И везде он - шанс для создания разнообразия в среде, которая никакого разнообразия никогда не предусматривала, а также шанс для уплотнения транспортной сетки улиц и создания городской среды, комфортной для передвижения на каком бы то ни было транспорте.
Previous post
Up