8 тактов забытой музыки
Написала Sokolik - здесь -
http://story.d3.ru/comments/506752/ -
На Нюрнбергском процессе в качестве одного из обвинительных документов фигурировала фотографии оркестра заключенных концлагеря "Яновский" ( г.Львов ). Фотограф запечатлел момент исполнения оркестром "Танго смерти" во время казни узников. После обыска и обнаружения этой фотографии его повесили, а оркестр заставили играть танго около виселицы. Автор фото - заключенный Штрайнберг - работник канцелярии лагеря
Оккупировав Львов, нацисты построили концлагерь на улице Яновская. Среди заключенных было много профессоров и музыкантов Львовской консерватории и филармонии, арестованных немцами специально для создания лагерного оркестра. В числе оркестрантов удалось узнать: дирижера и скрипача Кубу Мунда, концертмейстера Якуба Штрикса, гобоиста Фогеля. Имена остальных музыкантов не установлены.
Во время пыток и казни заключенных оркестр должен был часами исполнять одно и то же танго, названное узниками "Танго смерти". Вот что вспоминает бывший заключенный Яновского концлагеря Зигмунд Самсонович Ляйнер (№ 5640) :
- По приказу начальника лагеря возле кухни была вкопана виселица. Если не хватало места, людей вешали и на дереве. Оркестр играл «Танго смерти». Начальник лагеря любил музыку. Он любил слушать оркестр во время расстрелов. Вальс Штрауса. Ему было потешно наблюдать, как неловко падали на землю люди под беззаботные звуки его игривых мелодий. Для повешенных - танго. Ну а во время истязаний что-то энергичное, например, фокстрот. А вечером оркестр играет под его окнами. Что-то величественное, может, Бетховена. Играет час, второй. Это уже истязание для музыкантов. Деревенеют руки скрипачей, тоненькими струйками струится кровь из раненных губ трубачей...
Накануне освобождения Львова частями Красной армии нацисты ликвидировали Яновский концлагерь. Было уничтожено около 7 тысяч заключенных. Последним расстреляли Оркестр - 40 музыкантов согнали в круг, их окружила плотным кольцом вооруженная охрана лагеря. Раздалась команда; "Музик!". И тут же прогремел выстрел - первым пал от пули дирижер. Но звуки "Танго смерти" продолжали звучать над лагерем. По приказу коменданта каждый оркестрант выходил в центр круга, клал свой инструмент на землю, раздевался догола, после этого раздавался выстрел в голову.
На фотографии в углу написано несколько нот, около 8 тактов - совсем маленький фрагмент того танго, которое исполнял Оркестр заключенных лагеря "Яновский". Доподлинно неизвестно, что это за произведение. По одной из версий музыка была написана пленным музыкантом в самом лагере. По другой версии - оркестранты играли модное в то время танго польского композитора Jerzy Petersburski "To ostatnia niedziela" (Утомленное солнце).
140 тысяч заключенных были казнены под звуки "Танго смерти" в Яновском концлагере.
..................................................................................
ИЗ КОММЕНТОВ ОТТУДА ЖЕ....... -
Как всегда, жизнь оказывается страшнее самого страшного кино.
Это одна из причин, почему фашизм считают крайней мерзостью, а фашистов нелюдьми.
Убийств, в т.ч. массовых в истории было много, и все они, конечно, неприятны, но зверства фашистских палачей и размер их злодеяний затмили все.
А что было в головах? Возможно, ничего особенного. Сделали дело, пошли пообедали. Есть такая книга или статья "обыкновенная жестокость".
...Далеко ходить не надо, в нашей замечательной стране многие готовы бить морды и разбивать головы за оскорбление воображаемых друзей. Доведите эту идеологию до абсурда, когда все, кто не с нами - нелюди, а потом можно брать HD-камеру и лавируя между костров снимать "Обыкновенный фашизм - 2"
Музыкантов расстреляли во время ликвидации лагеря, а фотография была сделана раньше. Фотограф был повешен, очевидно, за то, что сделал этот компрометирующий снимок без разрешения коменданта концлагеря.
Фотография была сделана из окна 2-3 этажа здания напротив. Можно предположить, что фотограф, находясь в канцелярии на своем рабочем месте, иногда тайно делал снимки из окна, когда рядом никого не было. Теперь уже трудно сказать, что было на фотографиях, обнаруженных при обыске. Фотография с оркестром могла показаться лагерному начальству не столь компрометирующей, поэтому ее отправили в архив. Да и повесить его вполне могли не только за сами фотографии, а за то, что делал он их самовольно.
Возможно, фотограф был профессионалом со своей камерой. Нацисты использовали профессионализм заключенных для собственных нужд.
Так же как отбирали музыкантов для создания оркестра, фотографа вполне могли выбрать из пленных и направить работать в канцелярию лагеря. Очень много сохранилось фотографий, сделанных за годы войны в разных лагерях.
Фотограф снимал то, что ему приказывали. Но во время обыска у него нашли фотографии, сделанные "втихаря" от начальства лагеря. За это его и повесили.
А эти снимки просто отправили в архив лагеря со всеми остальными.
Казнило его лагерное начальство. В деле по Яновскому концлагерю присутствовали и другие фотографии. Например, фото костедробильной машины, установленной на территории лагеря.
Эти фотографии были обнаружены в нацистском лагерном архиве во время освобождения.
В таких барабанах чистили цепи якорные от ржавчины, или мололи что-нибудь в муку, засыпав туда это что-нибудь и стальные шары. Барабан вращается.
Комендант Яновского концлагеря очень гордился своей костедробильной машиной. На фабрике смерти этого лагеря были организованы специальные 10-дневные курсы по сжиганию трупов, на которых занималось 12 человек. На курсы были присланы из лагерей Люблина - Варшавы и других лагерей. Преподавателем курсов был комендант сжигания полковник Шаллок, который на месте, где выкапывали и сжигали трупы, рассказывал, как практически это производить, разъяснял устройство машины по размолу костей, Шаллок объяснял, как разровнять яму, просеять пепел и посадить деревья на этом месте, как рассыпать и прятать пепел. Такие курсы были на протяжении длительного времени.
В источниках пишут, что фашисты начали использовать такие вещи для сокрытия всё большего количества убитых, чтобы их потом нельзя было обнаружить. Иногда даже раскапывали прежние лагерные захоронения.
Кого-то сожгли, остальных расстреляли, и трупы сбросили в яму в Долине смерти недалеко от лагеря. На дне Долины было озерцо. Когда освобождали лагерь, вода в озерце том была красного цвета.
Вот же звери.
...Весь ужас деятельности гитлеровцев по ликвидации "неполноценного" человеческого материала состоит в том, что они уничтожали миллионы людей рационально и методично. Для них это была обычная работа, они не считали людьми тех кого они уничтожали. Кто-то работал с энтузиазмом и рвением, остальные просто добросовестно трудились. Вот в чём ужас! Нацистам удалось очень быстро лишить людей очень важных человеческих качеств и превратить их в чудовищ спокойно и методично исполнявших свою "работу". Прежде всего люди утратили способность мыслить и согласились с тем что можно и нужно массово уничтожать других людей потому что "они какие-то не такие" Создание фабрик смерти было уже делом техники
...Их вообще могли избивать ежедневно, ломать пальцы и заставлять играть. Но вроде как комендант любил хорошую музыку.
твою мать музыку он хорошую любил, а ещё наверняка был хорошим товарищем по работе, прекрасным семьянином и хорошо играл в шахматы(газоны возле дома подстригал, лук выращивал или ещё хрен его знает что делал). Нелюдь.
Идеология нацизма направленна в дремучее кровавое прошлое, нацисты задались целью возродить рабовладельческое общество. В целом им это удалось. Но есть нюанс - наци называли концлагеря лагерями для перевоспитания, основная масса граждан Рейха не знала, что это были фабрики уничтожения людей. После Победы американцы практически обязали немцев посетить концлагеря и в реальности увидеть следы того что там происходило, есть свидетельства что у посетителей после таких экскурсий в ад были нервные срывы, истерики, депрессии. Нацисты скрывали правду, потому что у них них было уверенности в том что бОльшая часть граждан одобрит существование лагерей уничтожения.
Нацизм оказался очень серьёзным стрессом для западного общества - руссоистские идеалы гуманизма были мгновенно отброшены и в обществе не оказалось социальных и культурных механизмов способных этому противостоять. Запад испытал сильнейший шок от всего что произошло в Германии. Для самих германцев это очень болезненная тема, они готовы общаться по многим аспектам боевых действий, но всё что касается лагерей смерти они стараются вообще не обсуждать. И это нормальная человеческая реакция...
Если всех расстреляли, как же остался жив Зигмунд Самсонович Ляйнер (#5640)?
не он один!
Наряду с оркестром появятся и три героя, которым посчастливилось уцелеть в том аду, - Поэт, Мастер и Плотник. Клейменные гитлеровцами, будто скот, - номерами. А именно:
№ 9264 - Микола Евгеньевич Петренко, поэт из Львова,
№ 5640 - Зигмунд Самсонович Ляйнер, мастер цеха из райцентра Нестеров,
Степан Яковлевич Озарко, плотник из городка Галич, - номера не помнит.
В своих воспоминаниях Зигмунд Ляйнер рассказывает:
- 18 ноября сорок третьего, в четверг, я бежал из лагеря. С двумя товарищами. Месяц готовились. Сделали нож. Изучили, как меняются посты на вышках, есть ли напряжение в проводах. Днем из рогатки разбили несколько лампочек. А как стемнело в зоне, сделали подкоп под колючую проволоку. Уборная выходила к Гицель-горе, на Пески. А там - знали уже - охраняет всего один часовой на сто метров. Вот тогда мне нож и пригодился.
Жуткая история, все не доходили руки написать о ней раньше. Спасибо.
Я после того как узнал о ней не могу эту музыку без дрожи слушать, все время комок в горле у взрослого дядьки встает.
Даже если убрать все "литературные украшательства" из этой истории, она не станет менее ужасной и шокирующей. Концлагерь "Яновский" был одним из самых крупных лагерей смерти на оккупированной территории бывшего СССР.
"Пятьсот девятый отсутствующим взглядом смотрел на стену. Еще когда он с кровоточащими кишками лежал в бараке, поляк Зильбер назвал ее стеной плача. Он тоже знал большинство имен наизусть и поначалу даже заключал пари, на какое из них первым упадет солнечный луч. Вскоре Зильбер умер, а имена в ясные дни, как и прежде, пробуждались к призрачной жизни, чтобы затем снова кануть в темноте. Летом, когда солнце подымается выше, высвечивались выцарапанные ниже имена, а зимой четырехугольник смещался выше. Но были еще многие другие русские, польские, еврейские имена, оставшиеся навсегда невидимыми, потому что солнечный свет до них не доходил. Барак возводили в такой спешке, что некогда было обстругивать стены. Никто даже не пытался расшифровать надписи. Кому, скажите, придет в голову такая глупая идея - жертвовать драгоценными спичками, чтобы испытать еще большее отчаяние?" Искра жизни. Э.М.Ремарк
Пусть будут прокляты все эти гитлеры и сталины, которые так любили собственные народы, что отправляли в мясорубки, каждый со своей стороны.
А кто такой Игорь Малишевский?
МАЛИШЕВСКИЙ Игорь Юрьевич (р. 18.01.1936, Киев), сценарист.
Лауреат Премии имени Я. Галана (1976); Лауреат Гос. премии Украины имени Т.Г. Шевченко (1978); Лауреат Премии Союза кинематографистов Украины (1982); Заслуженный журналист Украинской ССР (1983).
Окончил факультет журналистики Киевского университета (1959).
Работал редактором и комментатором в Комитете по радиовещанию и телевидению, с 1964 - ответственный секретарь журнала «Отчизна». Автор сценариев к игровым фильмам, более 30-ти сценарных планов и авторских текстов к научно-популяным и документальным лентам.
В своей статье ВОСЕМЬ ТАКТОВ ЗАБЫТОЙ МУЗЫКИ. 55 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД ЗАКОНЧИЛСЯ НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС -
http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/vosem_taktov_zabytoy_muzyki_55_let_tomu_nazad_zakonchilsya_nyurnbergskiy_protsess.html - Игорь Малишевский рассказывает о том. как он проводил собственное журналистское расследование про оркестр заключенных Яновского концлагеря.
В 1982 году Игорь Малишевский вместе с испанским режиссёром Арнальдо Фернандесом создал документальный фильм «Восемь тактов забытой музыки», в котором сделал достоянием гласности историю лагерного оркестра. В Кракове на международном кинофестивале этот фильм получил почетный приз «Бронзовый дракон» за лучший киносценарий.
когда читаешь о подобных событиях,ощущаешь не только ужас перед нацизмом,но и перед природой человека. Которая делает возможным не просто убийство,а непостижимую,ничем не объяснимую жестокость
главное об этом никогда не забывать.
.........................................................................................
Click to view