Jan 31, 2014 12:47
...помню, как мы сидели с Натальей Леонидовной Трауберг у нее в Чистом переулке и обсуждали беатификацию Честертона. Она очень радовалась и говорила - кто, как не он.
Теперь вот - Толкин. Он же - Толкиен для тех, кто ценит перевод Муравьева и Кистяковского, у кого на полке стоит издание "Хранители. Летопись первая из эпопеи "Властелин Колец" 1982 года издания.
Почему - он?
Мне кажется, это просто проявление масштабного признания со стороны Ватикана. Кто, как не католик Толкин взял и создал свой мир - строго по образу и подобию Творца. В эссе "О волшебных сказках" он как раз рассуждает о способности человека творить реальность. Правда, реальность вымышленную, вторичную.
Он даже термин предлагает - вторичный мир, вторичная вера.
Но его собственный пример доказывает - грань между первичной и вторичной верой очень тонка, почти незаметна.
...всю жизнь Толкин не знал, как относиться к собственному дару. Даже спрашивал у своего духовника (отца Моргана) - не грешно ли? К чести духовника, тот ответил - нет, не грешно. Спас человека.
Каждое воскресенье Толкин ходил в церковь на литургию, обязательно причащался.
И там же, в церкви - какая элегантная ирония судьбы! - встретил человека, до мелочей похожего на Гэндальфа (как он его представлял и описывал). Профессор был потрясен и... так и не подошел к нему.
Массовая культура в лице Питера Джексона попыталась было присвоить и переварить мир Толкина. И получилось наоборот - выросли продажи трилогии.
Так что... пусть верующие католики обсуждают перспективы канонизации Профессора.
А я, межконфессиональный, межкультурный и междисциплинарный филолог, пойду и допишу наконец свою книгу о нем.