Oct 21, 2012 02:38
"Скупой" в РАМТе.
Прогон на зрителях.
Ну что могу сказать? Сбылась-таки одна моя мечта - чтобы кто-то решился бы наконец перекинуть мостик между современностью и классической (в самом унылом понимании этого слова) комедией. Вот - режиссер Егор Перегудов попробовал.
Он не "актуализировал" Мольера. Он просто переложил текст на современные интонации. Ровно то, что я периодически делаю на своих лекциях по истории мировой литературы.
В конце концов, современники Мольера не рассуждали о структуре комедии, а просто хохотали от души (это если состоятельная публика). Народ попроще, думаю, ржал как лошадь.
В РАМТе вчера тоже было не удержаться от смеха.
Эпический Михаил Шкловский творил такое... При этом объектом его манипуляций выступал зеленый плюшевый крокодил, который последовательно становился партнершей в танцах, убиенным отцом семейства, лопатой и бутылкой с алкогольным содержимым.
Не менее эпический Дмититрий Кривощапов вдохновенно лепил, как скульптор, своего героя, нигде не перегибая палку. Он умудрялся выглядеть совершенно искренним там, где, кажется, это просто технически невозможно - в разгар комедии ошибок, например. А как виртуозно он провалился в люк на сцене, не выпуская из рук канделябра!
На самом деле - это очень сложная задача: смешить зрителя на предельном накале эмоций и темперамента, не превращая спектакль в капустник.
Но самое главное - это главный герой. Скупой. Алексей Блохин. Без его филигранной работы спектакль имел неплохой шанс остаться на уровне развлечения.
Так вот, о серьезном.
Скупого (он же Гарпагон) играет Алексей Блохин. И делает это бли-ста-тель-но.
Гарпагон - обаятельно улыбающийся человек. Он обаятельно увольняет слуг, обаятельно собирается испортить жизнь дочке и сыну, в общем - обаятельно делает гадости ближнему.
И при этом он молод, бодр и полон энергии. И даже чувство юмора у него есть.
А скупость... ну что - скупость? Это не порок.
Это - его драма.
Драма неверия в людей, неверия в себя.
Знаете, кого мне напоминает Гарпагон? Плюшкина.
Но не в дурацком школьном варианте, конечно.
Плюшкин и Гарпагон, страшась чувств, прячутся в скорлупу материального мира.
В конце концов, шкатулочку любить проще и легче, чем Марианну (Дарья Семенова).
А ведь эта девушка могла бы изменить его. Точно, могла. По крайней мере, такое складывается впечатление. Режиссер и актеры очень точно расставили акценты в сцене Гарпагона и Марианны. Это как намек, как невысказанное признание.
Тем более, что в спектакле Гарпагон умнее, тоньше и обаятельнее своего сына.
Роман Степенский играет радостного, милейшего, наивнейшего и максимально толстокожего недоросля. При этом он так искренно любит Марианну.
А сама Марианна любит ли Клеанта? Ну да - он же моложе Гарпагона. И похоже, что это единственный аргумент.
Отношения между другими влюбленными - Элизой и Валером - еще сложнее. Александра Розовская играет истинную дочь своего отца - не по скупости, а по властности и готовности настоять на своем. Ей досталось сложная задача - донести до зрителя эти качества вопреки "кукольной" внешности своей героини. И она их доносит. Вынесет ли в дальнейшем Элизу безукоризненный манипулятор Валер (он же - Дмитрий Кривощапов)? Пока Валер скрывает тайну своего происхождения и притворяется льстецом и лицемером, он кажется неуязвимым. Но... любовь сильно сказывается на его умственных способностях. К концу спектакля влюбленность Валера прямо пропорциональна его благородству и обратно пропорциональна сообразительности.
Конечно, будет счастливый финал. Счастливые пары соединятся и торопливо уйдут восвояси, оставив Гарапагона одного на пустой сцене. Наедине со шкатулкой...