Прошло уже почти 70 лет после победы в Великой Отечественной, а власти все никак не обеспечат всех ветеранов отдельными квартирами. Все эти пафосные обещания уже кажутся издевательством. А ведь еще часто бывает, что ветеранам в этих квартирах отказывают. Москвичка Ирина Павловна Разумова добивается реализации права на квартиру через суд. Все, что пока смогли предложить чиновники 84-летней женщине, - это обратиться за квартирой через 5 лет.
В 1943 году Ирина Павловна была еще вовсе не ветераном и пенсионером, а обычной девушкой 15 лет от роду. К лету 1943-го родители Иры умерли от голода в оккупированном Харькове. Когда город освободили, Ирина ушла в РККА. Еще до того как ей выдали форму и зачислили на постоянную службу, она ходила в разведку. Потом ей пришлось форсировать Днепр, освобождать Польшу и Чехословакию, участвовать в войне с Японией.
После войны она жила с мужем в Харькове. Ее дочь Наталья работала на закрытом предприятии в Зеленограде (она физик по образованию). В 1993 году, когда умер муж Ирины Павловны, та решила перебраться к дочери в Москву. Произошло это в 1995 году. А в 2010-м из-за материальных проблем дочь продала квартиру и приобрела комнату в коммуналке в Хамовниках.
Тут все и началось. Сначала Ирина Павловна обратилась в управу Хамовники с просьбой предоставить ей муниципальное жилье, как ветерану. И получила отказ от и.о. главы управы В.Г.Азарова. Он сообщил ей о том, что она самостоятельно ухудшила свои жилищные условия и в соответствии с законом может рассчитывать на улучшение только через 5 лет. Возможно, что с юридической точки зрения отказ был оформлен правильно. Но вот с тактом у тех, кто придумывает подобные сообщения для 80-летнего человека, явно нелады. Следует добавить и то, что вообще-то «ухудшала жилищные условия» дочь Ирины Павловны в своей квартире. Тогда пенсионерка обратилась в Хамовнический суд, который в ноябре 2011-го отказал ей в требованиях «в полном объеме». Теперь на очереди кассационная жалоба в городской суд.
- Они (власти) считают, что Ирина Павловна и ее дочь Наталья являлись семьей и что они сознательно ухудшили свои жилищные условия, - говорит адвокат пенсионерки Наталья Опимакова. - Но никак свои выводы не подтверждают. Не были опрошены ни соседи, ни соцработники. Никто не учел, что дочь Ирины Павловны Наталья имела свою семью, что приобрела она свою квартиру задолго до того, как к ней переехала Ирина Павловна. Кстати, паспортно-визовая служба на тот момент отказывалась выдавать Ирине Павловне постоянную регистрацию, кроме как зарегистрировав ее как члена семьи. Мы будет бороться. Ведь такое отношение властей противоречит разумности и справедливости. Ирина Павловна не могла повлиять на решение дочери продать свое жилище.
...Мы съездили в «хоромы» Ирины Павловны. Место престижное. Окрестности станции метро «Спортивная». 4-й этаж старого дома. Без лифта. Деревянные перекрытия. Что называется, жилье героя.
Надо, впрочем, отметить, что некая бумажная работа вокруг дела Ирины Павловны ведется. Корреспондент «МК» написал про проблему ветерана на сайт Президента России. Ответ был получен быстро - мол, ваше обращение направлено в правительство Москвы. Письменно из мэрии сообщили, что обращение перенаправлено в Департамент жилищной политики. Официального ответа пока нет, но на словах наш источник сказал, что добавить департаменту к вышеприведенным словам и.о. главы управы В.Г.Азарова будет нечего.
Очередной суд по делу Разумовой состоится на днях. Вполне возможно, что она его проиграет. Мы даже допускаем, что формально закон не на ее стороне. Но ведь милосердие превыше закона. И это тот случай, когда власти могут на деле подтвердить слова о «неоплатном долге перед ветеранами», которые государственные мужи так любят говорить перед очередным 9 Мая.