Кто на самом деле изображён на "Портрете Луизы Лавальер"?

Sep 26, 2016 22:53

Порой музейные атрибуторы шокируют своей ограниченностью. Вот один из примеров.
В Версале под инвентарным номером 3540 хранится портрет женщины, называемый "Портретом Луизы Лавальер" и приписываемый Клоду Лефевру.



Картина из Версаля. Источник: collections.chateauversailles.fr

Другая версия этого же изображения находится в частной коллекции в замке Мидахтен (Нидерланды) под инвентарным номером 237.



Картина из Мидахтена. Источник: rkd.nl

Когда я прочла на сайте rkd.nl примечания, то была поражена тем, что голландские атрибуторы согласились с французской версией. И это несмотря на то, что на картине имелась подпись, которая свидетельствовала о том, что на самом деле на картине изображена не Луиза Лавальер, а Шарлотта Гессен-Кассельская (!). Шарлотта Гессен-Кассельская (1627-1686) была дочерью ландграфа Вильгельма V Гессен-Кассельского и Амалии Елизаветы Ганау-Мюнценбергской, в 1650 году вышла замуж за Карла I Пфальцского, была матерью последнего протестантского курфюрста Пфальца Карла II и знаменитой Елизаветы Шарлотты, герцогини Орлеанской. К большому возмущению автора статьи, данная подпись без весомых причин была признана неверной.



Достоверное изображение Луизы Лавальер и предпологаемый портрет. Заметно, что у женщин разный размер глаз, форма переносицы и подбородка.



Мидахтенский портрет и гравюра 1662 года с изображением Шарлотты с сайта bildarchivaustra.at.



Предпологаемый портрет и достоверное изображение Шарлотты Гессен-Кассельской

При сравнении с гравированными прижизненными изображениями Луизы Лавальер (среди нарисованных маслом портретов я не нашла ни одного достаточно достоверного) и портретами Шарлотты сам собой делается вывод, что на портретах изображена именно курфюрстина, а не королевская фаворитка. Кроме того, стиль обеих картин не похож по почерку на Клода Лефевра. Тому была присуща более смазанная манера письма и более яркие тона, отделение объектов его изображений от фона довольно плавное, в то время как автор данных портретов использует более заметное отделение. Это явная черта художника нидерландской школы, возможно Адриана Ханнемана. Таким образом, атрибутор ошибся не только в идентификации изображённой персоны, но и в идентификации автора. Что же получается? Версальский музей и его атрибуции (в том числе и неверные) служат непререкаемыми авторитетами для атрибуторов из других стран, что абсолютно неверно, ведь даже французские исскуствоведы не застрахованы от ошибок.

Ещё один похожий портрет Шарлотты был неверно идентифицирован как портрет её дочери Елизаветы Шарлотты и под такой атрибуцией выставлен на аукционе Sothebys.

Пфальц, некорректная атрибуция, Виттельсбахи, немецкие принцессы, 17 век, Брабантско-Гессенские, атрибуции, Гессен, Потомки Алисии де Кальмон по ПЖЛ

Previous post Next post
Up