Про Филиппа Арьеса

Apr 10, 2019 16:26

Если вы прочитали где-то, что «детства в Средневековье не было» или «детей начали любить только в XX веке», или ещё что-нибудь такого рода, будьте уверены - перед вами тезисы Филиппа Арьеса или его последователей. Этот историк написал в 1960 году книгу «Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке». Именно Арьесу принадлежит тезис, что «в Средневековье детства не было».



Обложка английского перевода книги Арьеса.

Его примеру последовала часть исследователей, которые начали утверждать, что «детей не любили до XVII/XVIII/XIX века». Позже другие исследователи подвергли данную идею сомнению («позднее Пьер Рише и его ученики сумели вполне убедительно показать, что средневековый ребенок занимал важное место и в мире чувств, и в повседневной жизни средневекового общества» [1]). Однако до сих пор в сети попадаются люди, которые пишут, что «детства не было», «любящих родителей не было» и т.д. Буквально вчера мне попалась одна дама (некая tearsroom), которая утверждала (оригинальная пунктуация и орфография сохранены), что «пока женщины непристаноо рожали, понятия "любящая мама" просто не существовало» [2].

Это безусловно является неправдой. Любящие родители были, как среди знати, так и среди обычных людей. Вот пример, связанный с проповедью Юстуса Сёффинга (Германия, 1668 год): «...Скорбящий отец и грустная мать в проповеди являются не только образцами для подражания, но и главными адресатами его слов.

В социальной историографии второй половины двадцатого века неоднократно утверждалось, что родители периода раннего Нового времени оплакивали меньше и матери проявляли меньшую материнскую любовь к своим маленьким детям, потому что, к сожалению, новорожденные и маленькие дети слишком часто умирали. Тем не менее, такие заявления об эмоциональной жизни родителей подвергались все большей критике в последние десятилетия и оказались ошибочными в их общей единовременной сумме. Если бы утверждения более ранних социальных историков были верны, то Сеффингу вряд ли пришлось бы включать в свои проповеди свои предостережения о поведении родителей» [3].

Вот ещё цитата из другой статьи [4]. «Помимо дебатирования проблемы периодизации и разработки других тем, пожалуй, главное достижение постарьесовской полемики состоит в отказе от однозначного противопоставления «плохого» доиндустриального детства и семьи «хорошему» современному (имущественные интересы vs любовь; душевная грубость, черствость и насилие vs чувствительность, эмоции и забота) и переводе негативной оценочности в исследовательскую область: «Средневековая семья никогда не была эмоционально бедна; если она чем-то и бедна - так это источниками» (Herlihy 1985: 158)».

Кстати, я частично читала в оригинале (на английском) книгу Херлихи «Medieval Households», на которую ссылаются в статье.

Теперь ещё немного напишу про своё отношение к Филиппу Арьесу. Я двояко отношусь к этому историку. С одной стороны, он пробудил интерес исследоватей к истории детства, чувств, частной жизни и т.д. и т.п. Я сейчас читаю книгу, одним из редакторов которой был Арьес. С другой стороны, его заключения были довольно резкими, выстроенные концепции пользуются успехом среди тех, кто любит распространять негативные мифы о прошлом.

Источники:
1. http://magazines.russ.ru/oz/2004/3/2004_3_20.html
2. https://shakko-kitsune.livejournal.com/1386115.html?thread=48426115#t48426115
3. http://www.personalschriften.de/leichenpredigten/artikelserien/artikelansicht/details/albertine-antonie-graefin-von-schwarzburg-rudolstadt-15-1791668.html
4. https://polit.ru/article/2008/10/03/zelenina/

Новое время, средние века, история детства, история

Previous post Next post
Up