Кто на самом деле изображён на нескольких портретах госпожи де Шеврёз?

Feb 19, 2017 15:51

В чешском замке Сихров хранятся два портрета, считающиеся портретами Марии Роган, госпожи де Шеврёз.



На первой картине изображена молодая девушка в костюме 1660-ых (в то время госпоже де Шеврёз было уже 60 лет и она вряд ли могла выгладеть подобным образом). Единственный аргумент - это подпись, но она не является бесспорным доказательством в силу других различий.



На второй картине изображены мальчик и девочка в одежде 1650-ых, в мифологических костюмах. Тут вообще полный абсурд. Как известно, Мария Роган родилась в 1600 году, в первый раз вышла замуж в 17 лет, а сына от первого мужа родила в 20 лет. То есть никак не могла смотреться рядом со своим сыном, как двое детей. К тому же костюм совсем не соответствует моде 1620-ых, а, как упоминалось выше, соответствует 1650-ым. Атрибуция в качестве госпожи де Шеврёз видимо появилась из-за внешнего сходства между девочкой и девушкой с предыдущей картины.

Но кто же на самом деле изображён на двух портретах?Недавно на аккаунте The Lost Gallery на сайте flickr.com появился вот такой портрет:


Изображена на нём Маргарита Луиза Орлеанская (1645-1721), дочь Гастона Орлеанского от второго брака, великая герцогиня Тосканы.



Этот портрет - фрагмент картины из Версаля, хранящейся под инвентарным номером "MV 4240" и изображающей трёх дочерей Гастона Орлеанского от второй жены Маргариты Лотарингской: Елизавету Маргариту, герцогиню Гиз, Маргариту Луизу и Франциску Магдалину, герцогиню Савойи.

Маргарита Луиза с этого портрета - практически одно лицо с представленными выше девушками:



Эта принцесса как раз вышла замуж в 1661 году (костюм взрослой девушки, как уже упоминалось, соответствует 1660-ым), портрет видимо был написан тем же неизвестным художником, что и портрет сестёр (возможно Шарлем Бобрюном). В случае с портретом девочки есть очень любопытное и вполне правдоподобное объяснение. Кроме трёх дочерей, Гастон имел во втором браке ещё и сына: Иоанна Гастона, герцога Валуа (1650-1652).



Иоанн Гастон Орлеанский на гравюре.

Принц был долгожданным наследником, но к несчастью отца, умер в раннем детстве от диареи. Его годы жизни как раз пришлись на 1650-ым, которым соответствует костюм девочки с сихровского портрета. Между братом и сестрой была 5-летняя разница в возрасте, потому Маргарита должна была быть крупнее Иоанна Гастона, что и наблюдается на портрете. Поэтому версия с детьми Гастона Орлеанского более правдоподобна, чем версия с госпожой де Шеврёз, слабая со многих сторон.

На аукционах я нашла ещё несколько портретов, на которых так же изображена Маргарита Луиза Орлеанская (потому как их лица тоже почти одинаковы с ней, а платья соответствуют моде 1660-ых):


Эта картина была выставлена на аукцион под названием "Анна Австрийская в образе Справедливости".



Этот портрет был выставлен на аукционе Bukowsis как "Портрет мадам Монтеспан в образе охотящейся Дианы" работы Пьера Миньяра.

Ещё один портрет Маргариты Луизы, тоже не атрибутированный, я нашла на сайте музея Метрополитен:



Роганы, Медичи, Бурбоны, искусство, 17 век, Франция, атрибуции, исследования, новое время

Previous post Next post
Up