Привет! А я как раз очень люблю задумываться над бытовыми деталями)). Да, согласна - путешествия ограничивались, конечно, материальными трудностями. но это, на мой взгляд, объясняет и то, что так долго существовало административное регулирование. Попутно задумалась и о том, когда же оно было прекращено. Наверное, умерло естественным путем, вместе с системой путешествования на почтовых лошадях? ведь на железные дороги уже никаких подорожных не требовалось. Вообще ямская система была создана очень давно, одновременно с централизованным московским государством - т.е. еще где-то при Иване 3, - и позволяла действительно очень быстро путешествовать по большому (даже в тех границах) государству. Как и с многими другими общественными явлениями, государство сначала способствовало прогрессу, а потом, напротив, стало его тормозить излишней бюрократией.
Вчера неожиданно вспомнился другой пример из литературы. в "Дубровском" француз-гувернер сидит на станции, ждет лошадей. Подорожной у него нет. однако лошадей он дожидается - значит, это все же возможно. Но в последнюю очередь, после "хороших проезжих" ))
Ну да, государству же надо получать вести с разных концов, в условиях невысоких скоростей (люди или лошади) возможна видимо только система эстафеты - вот все и выкручивались как могли (вспомнились гонцы-бегуны у инков). А путешественники по личным нуждам - это уже по остаточному принципу. А поскольку лошади - это имущество то соответственно нужен контроль, логично. Вообще, конечно, путешественники прошлого - внушают современному человеку благоговение и ужас :) месяцы и годы куда-то ехать - в тряских каретах или вообще верхом или на вонючих кораблях (как там с гигиеной-то месяцами в условиях дефицита пресной воды) - жуть! Про пешие переходы я и вообще молчу.
Но странно, что не было системы дилижансов, как в Англии или во Франции, - покупаешь билет и едешь, без всяких подорожных... вообще у меня создается впечатление, что РИ была ну очень вертикально-государственной, куда хлеще тоталитарного СССР :)
Я думаю, если бы мы были бОльше в теме - наверняка была причина, почему в Англии так, а у нас эдак. Размер территорий, плотность населения, плотность этих станций, длина маршрута, загрузка, кто получал (и какой) доход с этих дилижансов, насколько это было вообще востребовано и каким сословием. Я уж не говорю о климатических условиях, о качестве дорог (которое и от климата зависит тоже).. Короче, скорее всего экономически это все как-то оправдано было. Возможно.. Но с другой стороны поговорки про "Бог высоко, а царь далеко" и про строгость законов, которая компенсируется необязательностью их исполнения не вчера появились :)
Да, это понятно, что для всего были свои причины. и для большой роли государства в российской жизни тоже. Я, кстати, не вижу в этом чего-то принципиально плохого: зависеть не от государства, а от коммерческих компаний, на мой взгляд, куда хуже.
Да, согласна - путешествия ограничивались, конечно, материальными трудностями. но это, на мой взгляд, объясняет и то, что так долго существовало административное регулирование.
Попутно задумалась и о том, когда же оно было прекращено. Наверное, умерло естественным путем, вместе с системой путешествования на почтовых лошадях? ведь на железные дороги уже никаких подорожных не требовалось.
Вообще ямская система была создана очень давно, одновременно с централизованным московским государством - т.е. еще где-то при Иване 3, - и позволяла действительно очень быстро путешествовать по большому (даже в тех границах) государству. Как и с многими другими общественными явлениями, государство сначала способствовало прогрессу, а потом, напротив, стало его тормозить излишней бюрократией.
Вчера неожиданно вспомнился другой пример из литературы.
в "Дубровском" француз-гувернер сидит на станции, ждет лошадей. Подорожной у него нет. однако лошадей он дожидается - значит, это все же возможно. Но в последнюю очередь, после "хороших проезжих" ))
Reply
Вообще, конечно, путешественники прошлого - внушают современному человеку благоговение и ужас :) месяцы и годы куда-то ехать - в тряских каретах или вообще верхом или на вонючих кораблях (как там с гигиеной-то месяцами в условиях дефицита пресной воды) - жуть! Про пешие переходы я и вообще молчу.
Reply
вообще у меня создается впечатление, что РИ была ну очень вертикально-государственной, куда хлеще тоталитарного СССР :)
Reply
Возможно.. Но с другой стороны поговорки про "Бог высоко, а царь далеко" и про строгость законов, которая компенсируется необязательностью их исполнения не вчера появились :)
Reply
и для большой роли государства в российской жизни тоже.
Я, кстати, не вижу в этом чего-то принципиально плохого: зависеть не от государства, а от коммерческих компаний, на мой взгляд, куда хуже.
Reply
Leave a comment