(no subject)

Jun 24, 2015 15:29

Постоянно читаю в ЖЖ журнал Татьяну Губиной: http://tatiana-gubina.livejournal.com/
По тегу "Живем вместе", и под тем же заголовком, она удивительно, пронзительно и честно рассказывает историю своего приемного родительства.
Что меня особенно привлекает, - то, что все возникающие проблемы какие-то не специфицически детдомовские, какими мы привыкли их представлять, а самые обычные, - лень, неряшество, безответственность, нежелание учиться... В комментариях люди постоянно это отмечают: "о, и у моего, совершенно родного, ребенка то же самое". Разве что биологическим родителям проще, у них опыт преодоления этих трудностей складывался с самого рождения, даже если не удалось их окончательно преодолеть.
Всем, кто не читал, советую почитать, - очень интересно, очень полезно.

Вот для примера, в последней части, например, она рассказывала о такой особенности своей девочки:
"Я заметила ещё одну странную вещь. Она никогда ни о чём не просила. Она давала понять, что ей что-то надо - разными способами. Могла громко, "в никуда", начать ругаться, что у неё чего-то нет. Могла сказать о том, что у неё что-то сломалось, порвалось или «исчезло» - и смотрела, и ждала реакции - должны же ей «восполнить» утраченное. Но она никогда не произносила слов просьбы. Например, она заводила разговор о том, что в классе ей пришлось писать карандашом, и за это ей поставили двойку. Разумеется, я реагировала - отчего же карандашом? Нуу, - тянула она, - ручки-то у неё нету. Далее следовали вопросы с моей стороны - куда делась ручка, и детка принималась рассказывать о том, что случилось с ручкой, или попросту сообщала, что «сама не знает», вот была и нету - наверное, кто-то взял. Вывод о том, что ей нужна новая ручка, делала уже я сама.
«Учительница спросила, почему мама плохо за мной следит», - сообщила как-то моя девочка. На мой недоумённый вопрос, с чего учительница так подумала, последовал рассказ о том, что у неё порваны штаны, и учительница это заметила. «А сама ты не заметила, что порвалось?» - спросила я. Нет, она не заметила. Это вообще не к ней. Она просто мне рассказывает. Детка не просила - зашей мне штаны. Она просто сообщала мне о том, что есть проблема, и проблема эта - у меня. Она искренне считала, что если ей чего-то не хватает, или что-то пришло в негодность - это проблемы окружающих. Кто-то должен сделать так, чтобы у неё было всё в порядке. У неё не возникало сомнений в том, что это - так, и никак иначе"

Я нечто подобное замечала во всех своих детях в раннем дошкольном возрасте. Например, сейчас с Юрой. Он приходит и сообщает: "Мама, я голодный!" Или "Я хочу есть/пить". Когда он не так хорошо говорил, это было еще проще - указывал пальцем и говорил "Налить".
Мы каждый раз с ним развиваем беседу на тему - "Ну, голодный. Ну, хочешь. И что?" - подводя к тому, чтобы он сказал фразу полностью: "Мама, пожалуйста, дай мне поесть/попить". И это не всегда просто, проходит через промежуточные этапы типа "Если я хочу, ты мне должна налить", - и опять разъяснения, что нет, одно из другого вовсе не следует, если ты хочешь, ты должен об этом попросить, а так тебе никто ничего не должен.

Впрочем, с Юрой мы чаще всего спотыкаемся об очень упорный характер.
Каждое утро начинается со спора о том, что надо умываться, а он не хочет, ему это не надо. И метод "пока не умоешься, не поешь, не будешь смотреть мультики" не работает. Во всяком случае, в наших условиях, когда я не могу сосредоточить на нем все свое внимание. Ускользнув из-под него, он сам залезет в холодильник, сам пойдет и включит себе телевизор. Нет, чтоб добиться желаемого, я обязательно должна его отвести за руку в ванную, уговорить, каким-нибудь веселым и понятным сравнением. И так по отношению к большинству дел: одеться, раздеться, собрать игрушки. А фраза "ты должен что-то сделать", как я заметила, тут же и преображается в его заявления "вы мне должны! Налить, накормить, сводить погулять, купить новую игрушку!"

воспитание, Юра, разные мысли

Previous post Next post
Up