Интервью с Карлом Ратнером. - Interview with Carl Ratner by Marina Lukashok.

Oct 27, 2010 04:27




Карл Ратнер приехал в Россию несколько месяцев назад, до того получив гран Фулбрайта на преподавание в Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. Отучившись  на композитора и музыковеда, он большую часть своей карьеры работал режиссером и директором оперных кампаний в Америке и Европе, пока в возрасте 39 лет не стал заниматься вокалом, как баритон. В данный момент Карл Ратнер совмещает успешную карьеру с преподавательской деятельностью. Я встретилась с мистером Ратнером в фойе консерватории для интересной беседы.

Когда Вы поняли, что хотите посвятить всю свою жизнь опере?

Я влюбился в оперу в раннем возрасте. Мои родители очень верно поступили, вместо того, чтоб насильно привести меня в театр, они просто надели свои лучшие наряды и пошли в оперу без меня.  Когда же я спросил, почему они все такие разодетые, мне  сказали: "Мы идем в оперу. Это только для взрослых. Тебе вряд ли будет  интересно." Тогда-то я и почувствовал необходимость выяснить, что это такое за развлечение у взрослых - опера.



Первой оперой, которую я посмотрел,  была "Кармен". Самой большой неожиданностью для меня было то, что все люди на сцене  говорили по-французски  и считали это нормальным. Вскоре после этого я стал работать администратором в местном театре и видел все постановки, которые там шли. Некоторые спектакли я пересматривал неоднократно.

Так я узнал, что хочу быть вовлеченным в мир оперы, но не знал, в каком качестве я туда "впишусь".  В Консерватории в Оберлине (Огайо, США) я изучал режиссуру и дирижирование. Я также занимался вокалом с другими студентами, но никак не мог получить право заниматься им официально.  Затем я уехал в Мюнхен, чтобы выучить немецкий язык, где встретил композитора и режиссера Джан Карло Менотти, который в то время ставил "Так поступают все" Моцарта. Он позволил мне быть его ассистентом, а я в свою очередь много узнал об оперной режиссуре. Когда я вернулся в Оберлин, я начал  ставить и дирижировать операми. В дальнейшем стало очевидным, что у меня талант к первому, а о втором лучше и не вспоминать!

Кто из певцов были Вашими любимыми и почему?

Среди записей, которые были у моих родителей,  моими любимыми были "Травиата" под управлением Тосканини, "Арии из опер Моцарта" и "Песни Шуберта" в исполнении Элизабет Шварцкопф, "Фауст" Гуно с Викторией де Лос-Анджелес, Николаем Гедда и Борисом Христовым,  и "Зимний путь" Шуберта с Дитрихом Фишер-Дискау.  Мне нравились романтика "Травиаты" Тосканини и захватывающее дыхание исполнение Личии Альбанезе, "кремовый" голос де Лос-Анджелес и то, как Фишер-Дискау трепетно относился к словам.  Я восхищался интеллигентностью и детальной проработкой у Шварцкопф.

Позднее в школе я попал под чары двух других певиц, очень разных Леонтины Прайс и Элли Амелинг. Несмотря на малюсенький голос, для записей Амелинг имела все, что нужно:  восхитительный инструмент, интеллигентность Шварцкопф и тепло тембра Виктории де Лос Анджелес.

Кто были Ваши учителя?

Моим наставником в режиссуре были Джан Карло Менотти, Джон Коплей, главный режиссер в Королевской Опере Лондона, которому я ассистировал в нескольких постановках.

Как певец я имел двух замечательных педагогов. Первый, Рон Комбс, дал мне хорошую, здоровую техническую базу. Затем, Брюс Холл в Северо-западном Университете помог мне найти мой лучший баритоновый звук.

Вы можете вспомнить какое-то событие, полностью изменившее Вашу вокальную жизнь?

Да. Однажды, когда я уже получил диплом, я пришел на урок к Брюсу Холлу. Он стал распевать меня на вокализе. Я спел пару нот, но педагог остановил меня и сказал: "Каждый урок я играю эту мелодию, и ты поешь ее неправильно, я показываю, как надо, и тогда ты поешь все верно. Что такого случится, если ты споешь с первого раза правильно?" Это напомнило мне, что мы, как певцы, а совсем не наши педагоги полностью ответственны за то, что делаем.

Вы можете припомнить момент, когда Вы себе сказали: "Теперь я полностью владею своим голосом и могу заняться выразительностью"?

Этот момент еще не настал, да я его и не жду. Иногда я себе говорю: "Голосом я сделал все, на что способен в этом произведении, теперь нужно поработать над деталями".

Вы можете порекомендовать какие-нибудь фильмы, которые каждый вокалист должен видеть?

Когда я ставлю оперы, я обычно советую исторические фильмы, которые помогают почувствовать дух времени. Вот некоторые: "Дама с камелиями" с Гретой Гарбо, "Леопард", "Жижи", "Придворный шут", "Леди из Шанхая", "Шепоты и крики", "Красные башмачки", "Монти Пайтон и Священный Грааль". Также я иногда советую посмотреть балет, чтобы увидеть, как танцоры выражают свои чувства через движения: "Маргарита и Арман" с Фонтейн и Нуреевым, с ними же "Ромео и Джульета", для сравнения - то же с Наталией Макаровой и Кевином Мак Кензи. Макарова в "Лебедином озере" и Карла Фраччи в "Жизель".

Почему Вы решили приехать в Россию? Как пришла эта идея?

Мой дед говорил по-русски, который умер, когда мне было три года, так что у меня не было возможности узнать об этой ветви моей семьи. Но в раннем возрасте мои родители привели меня на "Лебединое озеро" с Нуреевым. Я влюбился в музыку Чайковского и постоянно переслушивал записи. Так что, несмотря на то, что я не очень хорошо говорю по-русски, русская культура была частью моего артистического воспитания.

Затем, по какому-то странному совпадению, я работал в пяти театрах, где ставился "Евгений Онегин". Я работал над  постановками в Опере Санта Фе, Опере Сан-Франциско и Чикагской Лирик-Опера, а также в Мюнхене и Сарасоте. Так как русская опера не часто ставится на Западе, то мне кажется, сама судьба приводила меня снова и снова к музыке Чайковского.

Я решил выучить несколько его песен для моего докторского концерта. И все постепенно привело к тому, что я здесь в России, в Консерватории, в которой он учился!

Что молодые певцы могут вынести из Ваших мастер классов?

Это зависит от того, что с чем они приходят.  Но есть две главные напасти у студентов: легато и фразировка.

Под "легато" я понимаю не просто соединение двух нот, но когда равномерность дыхания без резких акцентов, динамика, вибрато и резонанс согласуются между собою  от конца одной ноты до начала другой.

Работая над фразировкой, я предлагаю забыть о тактовых чертах и не добавлять лишний акцент только оттого, что нота попадает на сильную долю. Я настоятельно рекомендую моим студентам смотреть в конец фразы, чтобы видеть настоящую цель и таким образом строить интонацию.

Какие сейчас наблюдаются тенденции среди молодых исполнителей? Какими их хотят видеть менеджеры и агенты? И соответствуют ли певцы их ожиданиям?

Я думаю самое важное,  что я должен сказать молодым певцам, это то, что каждый менеджер или  агент, который вас прослушивает, смотрит, подходите ли вы для того материала, над которым он работает или нет, но никак не собирается судить, хороший ли вы певец. Единственное, что вы можете уяснить из результатов прослушивания - попали ли вы под ожидания того определенного человека. Вы не можете определить, плохой вы певец, или хороший, или лучший в той роли, которую хотели получить.  Прослушивания - ваша работа, и вы должны научиться думать о них, как о выступлениях, а не как об экзаменах. Конечно, в мире оперы большая  конкуренция,  но вы будете приятно удивлены, узнав, как много могут сделать простая уверенность в себе вкупе с вежливостью и доброжелательностью.  Помните, что целью прослушивания для певца является  сделать так, чтобы слушателям   было приятно их слышать,  а не для слушателей сделать певцу удобнее пение.

Вы можете сравнить два поколения певцов: Ваше и молодое? Каковы отличия в отношении к работе и карьере?

Мне кажется, что молодых певцов, которых я встречаю сегодня можно разделить на две группы: (1) те, кто думают, что,  просто отмечаясь на каждом уроке, они уже имеют право на большую карьеру, и (2) те, чей талант открылся неожиданно, кого нужно убедить, что проделанная работа будет того стоить.  Я думаю, тридцать лет назад было больше студентов, которые говорили:   "Я буду работать усердно, до тех пор, пока я сделаю это или не сделаю … "

Над чем по Вашему мнению певцу стоит работать в первую очередь: над техникой, артистичностью или контактом с публикой?

Я думаю,  техника ДОЛЖНА быть первична, потому как иначе мы можем впасть в не очень хорошие привычки, пытаясь впечатлить публику. В самом начале мы должны сосредоточиться на том, как петь правильно.

И на данном этапе наша артистичность развивается в основном при прослушивании записей великих певцов. Но в то же время, как только вы в состоянии спеть "Ave Maria" или "Нет, только тот, кто знал",  вам нужно искать возможности спеть кому-нибудь: родственникам, друзьям,  в церкви, чтобы преодолеть страх сцены.

Какие недостатки Вы можете простить певцу с роскошным голосом? И что может компенсировать отсутствие красивого тембра?

Мой ответ удивляет меня самого. Сам по себе роскошный голос не приведет вас ни к чему в мире музыки. Мы считали Ренату Тебальди и Кири Те Канава "компромиссными" певицами, потому что они не играли на сцене так интенсивно, как Мария Каллас.  Но эти две певицы обладали одними из  красивейших  голосов в истории, замечательно смотрелись на сцене и были очень хорошими музыкантами.  Я скажу так: если вы обладаете одним из самых красивых голосов в мире, как Лучиано Паваротти, вы можете позволить себе пару фунтов "перевеса". Если у вас просто красивый голос - уже не можете. В живом выступлении красивый голос может прикрыть незнание языка, но на записи эти недостатки вылезут и останутся навсегда.

С другой стороны, если ваш голос - хорошего размера, вы -  привлекательны и умеете двигаться на сцене, прекрасный музыкант и владеете языками, всегда хорошо готовы к репетиции, у вас может сложиться большая карьера и без действительно красивого голоса. Вы можете найти себя в ролях Леди Макбет или Барона Скарпиа, вместо Виолетты и  Жермона.

Каковы различия в отношении к вокальной технике среди певцов и педагогов середины XX века и наших современников?

Все, что я могу сказать - сегодня очень много вариантов техник пения, которым учат. В каждой Консерватории в Штатах развивают что-то свое. В одной добиваются блеска голоса, в другой теплоты, в третье - объема, в четвертой -  безопасности в пении. Каждый педагог имеет свою концепцию дыхания. С одной стороны,  это смущает певцов, переходящих от педагога к педагогу, но  это также дает возможность каждому найти учителя по вкусу. Нет педагога, подходящего всем, в то же время нет такого, кто не смог бы никого научить. Удача состоит в том, чтобы найти своего.

Я выбрал своего первого педагога, подыскивая кого-то, кто хорошо обучает певцов моего типа голоса.

Вы можете назвать редкие на сегодняшний день типы голосов?

Мне кажется загадкой, как некоторые голоса появляются и исчезают. Когда я начал преподавать в Западном Мичигане десять лет назад, у нас не было меццо и теноров. А три года назад в моем классе было восемь теноров и один баритон. Все школы в округе отчаянно гонялись за лирическими баритонами - самым распространенным мужским голосом.

Как изменилось отношение к русским певцам за последние двадцать лет? В чем сейчас состоит отличие между российскими и западными певцами?

Я думаю, что все мы, как певцы,  формируемся соответственно нашему родному языку, и некоторые привычки сложно преодолеть. У американцев обычно очень яркие голоса, оттого, что мы так говорим, а пение чистых итальянских гласных без дифтонгов  для нас просто кошмар - во всяком случае, для меня!

Русский же язык очень темный, от этого русские и другие славянские певцы имеют репутацию тяжелых голосов с большим количеством вибрато. Также в русском языке очень странные согласные. В других языках нет ни твердых, ни мягких согласных - что-то среднее.  Мне также кажется, что в России в консерваториях знают, как обходиться с большими голосами, в Америке же драматические голоса часто имеют много трудностей в обучении. Я думаю,  всем певцам пойдет на пользу начать обучение со своей национальной музыки.

Мы всегда знали и любили таких певцов, как Архипова, Вишневская и Мазурок. Теперь мы также слушаем Бородину, Гулегину, Галузина и Хворостовского. Отличие же состоит в том, что сейчас русских певцов можно услышать во многих местах по всему миру. Кроме того, сейчас выпускается намного больше записей.

Что вы можете сказать о периоде, когда молодой певец начинает свою карьеру, больше ездит и меньше занимается со своим педагогом. Какие на этом этапе возникают проблемы, и как их решить?

По моему мнению, главной проблемой в этот период является, как я уже говорил ранее, то, что все менеджеры стараются найти певца, отвечающего их необходимости. Например, если  нужна Тоска, то их не волнует, что вы - потенциальная Мими. Молодые певцы боятся говорить "нет" на предложения, которые к ним поступают, ведь еще что-то может и не последовать. Но особенно  молодым певцам следует быть верным своему фаху (Fach - по-немецки "тип голоса" -прим. М. Лукашок), и минимум одиннадцать месяцев в году петь то, что подходит им по тесситуре.

Каковы шаги к успешной профессиональной карьере?

Здесь нет,  и не может быть четких правил. Каждый  певец индивидуален. Главное, чтобы ваш голос  направлял вас. В Америке есть педагоги, которые заставляют всех молодых певцов  петь Сюзанну или Неморино. Я думаю, вы  наносите одинаковый вред,  пытаясь уменьшить драматический или укрепить легкий голос.  Если вы - будущая Саломея и Электра, лучше подождать, пока голос будет готов, чем тратить время на партии, которые для него вредны. С другой стороны, некоторые певцы, в большинстве лирические, могут петь свои роли в 60 так же, как делали это в 20 лет. Альфредо Краус, например,  пел знаменитые девять верхних “До” в "Дочери полка" в свои 60. Он точно знал, что ему нужно петь, что всю карьеру и делал. Самое лучшее - найти одного или двух людей, кто действительно понимает ваш голос и желает вам лучшего.

Вопросы задавала Марина Лукашок

Скачать записи:

Elly Ameling

Verdi - Traviata - Tosanini - Albanese, Peerce, Merrill -1946

Элизабет Шварцкопф - Elisabeth Schwarzkopf - Неопубликованные записи EMI - Песни - MP3

Элизабет Шварцкопф - Elisabeth Schwarzkopf - Неопубликованные записи EMI - Песни - Lossless


Leontyne Price - Return to Carnegie Hall


Leontyne Price - Verdi and Puccini Arias (2004)

Leontyne Price - Rediscovered (2002) - Carnegie  Hall 1965

Fritz Reiner - Spain - Leontyne Price

Leontyne Price - Puccini Heroines


Vishnevskaya Galina.Opera scenes and arias. Tchaikovsky, Puccini, Verdi


Галина Вишневская - арии и романсы Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова

Ольга Бородина - Арии из русских и зарубежных опер

Ольга Бородина -  Романсы Римского-Корсакова, Кьи, Бородина, Мусоргского, Балакирева

Ольга Бородина -Портрет (2 CD)


interview, baritone, carl ratner, скачать, elisabeth schwarzkopf, download, elly ameling, Галина Вишневская, leontyne price, Ольга Бородина

Previous post Next post
Up