Легато: решение проблем при пении на конкретном языке.
Помню, когда я был начинающим певцом, один из моих педагогов сказал мне: "Пой линией, пой легато". Мой первый педагог по фортепиано, Анн Дерек Тёрк (Ann Dean Turk), объяснила мне, как технически это исполнить, а от вокальных педагогов я никогда подобного не слышал.
В этой статье я постараюсь приоткрыть завесу тайны. Это один из аспектов пения, без которого не может быть профессионального певца.
Функия опоры дыхания:
За время моей более чем 25-летней педагогической практики я обнаружил, что большинство певцов ничего не знают о дыхании в пении и опоре звука (См. посвященные этому статьи). Хотя это - первоначальное условие для хорошего легато. Опять же, любая вокальная привычка должна быть сбалансирована для ее же эффективности. Многие вокалисты, включая и меня, осваивая новые технические навыки, заходят слишком далеко вплоть до необходимости переучивания. Для пения легато певцу необходимо освоить глубокое дыхание в нижние отделы спины. Я всегда прошу певцов дышать от поясницы, этот вдох не большой, но очень глубокий. Слишком большой вдох провоцирует так называемое "выдувание" связок потоком воздуха, особенно при произнесении согласных. Многие еще определяют это как "форсирование, приведение слишком большого воздушного давления на связки, которое разрушает линию легато". Иногда я называю контроль над дыханием - неотъемлемую часть пения на опоре - "ворчанием" или "стоном". Это напоминает мычание, в котором задействвованы мышцы нижних отделов спины. Такое соединенние нот с помощью мычания - основа для пения легато, так как оно уменьшает воздушное давление на связках, а также удлинняет время вибрирования тона. Медленное и постепенное выпускание воздуха через гортань также необходимо для создания плавности звуковедения. Еще один фактор для расслабленного пения - как называл это Карузо, "кашель", который помогает освободиться от лишнего воздуха, когда фраза закончена. Такое "выкашливание воздуха" или "пыхтение", как называл это Линдкуэст, необходимо также, чтобы у певца была возможность отдохнуть во время произведения. После такого временного отдыха, тело автоматически вдыхает глубоко, так что певец может начать новую фразу с правильной атакой.
Функция нижней челюсти:
Я много понял о легато, наблюдая за тем как преподавали Алан Линдкуэст и его студентка Вирджиния Боткин (Virginia Botkin). Линдкуэст объяснял поведение челюсти так: она мягко отвисает назад и вниз, как будто вы спите с откинутой назад головой. Челюсть НИКОГДА не подается вперед! Многие певцы так активно открывают рот, что челюсть буквально выскакивает из сустава, что абсолютно неправильно для здорового пения. Также это разрушает легато, так как челюсть не может коректно функционировать при произношении согласных. Если певец будет соединять ноты таким образом, появятся "черные дыры", во время которых голос не будет вибрировать вообще. Также включается корень языка, который опускается ближе к гортани, оказывая давление на голосовые связки. Если же челюсть опущена вниз и назад, гласные и согласные сменяют друг друга более четко. (См. статью о поведении нижней челюсти и языка.) Это создает равномерное и постоянное вибрато - настоящее легато. Линдкуэст объяснял это, приводя в пример мягкие жевательные движения челюсти. Он просил меня несколько раз пожевать, а потом спеть "ee,oh,ee,oh,ee,oh". Когда осуществляется мягкое жевательное движение, как будто вы едите, излишнее давление снимается с челюсти, которая двигается свободно и эластично. Я часто встречал певцов, которые или зажимают челюсть, закрывая рот, или слишком резко ее отодвигают. Ни то, ни другое не помогает в пении. Во всех движениях нужна мягкость, только тогда появляется возможность создать хорошее легато.
Функция языка:
Я уже писал ранее, что Линдкуэст объяснял позицию языка, как при произнесении носовых звуков в словах "singing" или "hanging". Такая позиция - загог присутствия резонанса и звонкости в голосе, а следовательно и легато.Если же задняя часть языка находится не вне, а внутри глотки, звук становится матовым и слишком темным, а настоящий, не горловой, резонанс не может быть достигнут.
Виллиам Венард (William Vennard) предлагал при пении на любом языке, артикулировать так, как будто вы поете по-итальянски. Использование таких согласных, как "n", "d", "t", в образовании которых учавствует только язык, позволяет приучить челюсть отсаваться расслабленной при пении. Когда челюсть мягко отодвинута назад и вниз, в глотке появляется акустическое пространство, и все горло расслабляется, что позволяет звуку дольше и естественнее вибрировать. Таким же образом нужно произносить букву "m" и "взрывные" согласные "b" и "p". Жевательные движения челюсти помогают снять с нее лишнее напряжение, так как дикция должна стороиться за счет движений кончиком языка. Любимым упражнением Линдкуэста для этих целей было - пение слова "dentale": челюсть опускается сразу после "щелчка" языком на букве "d", затем на "nt" и "l" такое же небольшое движение у верхних зубов. Упражнение должно выполняться с опущенной вниз и отведенной назад челюстью, которая должна двигаться отдельно от языка. Есть несколько согласных, которые требуют движения челюсти: "s, f, z, v, ch", а также "й" и итальянское "r".
Я говорю студентам "выплевывать" эти согласные на том же потоке воздуха, что и гласные. Если же для произнесения согласной нагнетается большее давление, чем для гласной - легато прерывается. Челюсть должна двигаться так же, как при жевании, что трениртуется практикой. Я прошу певцов вокализировать на одной ноте такие слоги, как : "da, me, ni, po, tu, la, be, da". Эти согласные не требуют дополнительных движений челюсти. Я держу учеников на этих слогах, пока они не научаться автоматически отодвигать челюсть назад, затем постепенно я ввожу другие буквосочетания.
Носовой резонанс и его роль:
Кирстен Флагстад (Kirsten Flagstad) называла носовой резонанс "душой" своего голоса. В 1938 году Алан Линдкуэст учился в Стокгольме, где познакомился с драматическим сопрано Ингебьярт Изен (Ingebjart Isene), которая обучала Флагстад после смерти ее педагога - Джиллиса Братта. Одно из любимейших упражнений Братта было основано на произнесении носовых согласных "ng". Это помогает поднять мягкое небо, без сильного зажимания. Целью Линдкуэста было ввести в привычку такое положение голосового аппарата (без назализации, гнусавости) при пении всех гласных. В результате получался одновременно мощный и мягкий звук. Привычка петь в такой позиции также помогает создавать хорошую линию легато при звуковедении.
Во время занятий со мной Линдкуэст часто просил дышать и произносить в высокой позиции. Выполняя его указания, я получал ощущение звонкости во всех гласных, которые бы ни пел. Эффект легато огромен! "Ng" (носовая буква "г") нужно произносить с широким и расслабленным корнем языка, иначе певец будет ощущать напряжение в горле, и упражнение становится бесполезным.
Мы узнали о четырех самых важных элементах, сбалансировав которые, вы сможете создать хорошее легато: (1) опора на дыхании и управление им, (2) правильное положение нижней челюсти, (3) верная позиция языка и (4) носовой резонанс.
Упражнения для достижения хорошего легато:
(1) Используйте шипение, чтобы научиться создавать сопротивление воздуха у корней верхних передних зубов. Это позволит также почувтвовать сопротивление тела воздушному давлению и маленький поток воздуха, проходящий через гортань. Привычка подавать тело вперед от талии и стон дают возможность почувствовать опору дыхания.
(2) Отведение назад расслабленной нижней челюсти. Используйте жевательные движения челюсти, пойте закрытые гласные, например, "ee, oh, ee, oh, ee, oh," или "eh, ah, eh, ah, eh, ah," и т.д.
(3) Пропевайте итальянские слоги da, me, ni, po, to, la, be, da. Произносите их, расслабляя при этом челюсть, например, можно представлять, что пьете из большого стакана. Позвольте языку делать всю работу при произнесении этих звуков. Это предотвратит напряжение челюсти и поможет освободить горло. (Запомните, если мышцы лица, особенно верх щек, подтянуты, то челюсть открывается свободнее.)
(4) Постепенно тренируйте резонанс, затем открывайте рот на звуках "o" или "а", позволяя небольшому потоку воздуха свободно проходить сквозь гортань. Внесенный резонанс поможет продлить вибрирование гласных и сократит время произнесения согласных.
Нужно всегда помнить, что основой музыкальности является умение петь легато, без чего певец не может считаться профессионалом. На самом деле, мы не произносим звуки в пении так, как при разговоре. Главное отличие состоит в том, что нижняя челюсть становится более пассивной, а за четкость дикции отвечает язык.
По моим личным наблюдением за многими певцами, когда они поют легато, публика реагирует эмоционально. Например, я был на концерте Кристы Людвиг (Christa Ludwig) в Линкольн Центре с Джеймсом Ливайном (James Levine) за фортепиано. В последнем отделении она пела песни Малера. Напевность в купе с общей музыкальностью покорили публику. Когда прозвучала последняя нота - воцарилось двадцатисекундное молчание, которое тогдапоказалось мне бесконечностью. Все, что я могу сказать, это было именно то, что мы все ищем в музыкальном представлении.
Музыкальность состоит из нескольких искусств, основным из которых является легато.
Желаю ваму спеха в овладении этим ремеслом!
Перевод Марины Лукашок.
Оригинал здесь.