Девид Джонс. Нижний регистр у женщин. Как построить нижний переход.

Sep 28, 2010 01:28

Нижний регистр у женщин. Как построить  нижний переход.

Я получил такое большое количество писем, относительно работы с нижним переходом сопрано и особенно меццо, что решил написать статью, посвященную этой проблеме. Многие из нас видели певцов, которые во время выступлений или мастер-классов отчаянно боролись с проблемой перехода в нижний регистр. Проблема эта усугубляется, если речь идет об ораториях или камерном репертуаре, особенно, если поют в барочном строе. Это требует от певца не только разового преодоления перехода в нижний регистр, но и уверенного возвращение в него там, где написано в тексте. Как можно гладко преодолеть этот переход? Какие вокальные уловки могут сделать путешествие сквозь регистры легким? Какие упражнения могут посодействовать в этом? Как смешать грудной регистр и микст так, чтобы они сочетались в окраске и тембре?

Серьезная ломка в нижнем регистре:  определение нижнего перехода.

Большинство певцов, которые интересуются в сглаживании нижнего перехода - меццо-сопрано. Тем не менее эта тема важна и для высоких сопрано. Особенно, когда нужно спуститься в грудной регистр (грудной механизм) на одну и две ноты, а затем снова подняться в более легкий регистр (микст, головной голос). Примером может служить ария Сюзанны из "Свадьбы Фигаро"  Моцарта. Но для меццо сопрано такие места являются большей проблемой, потому, как чаще встречаются, и певицам необходимо петь в более низкой тесситуре. Многие профессионалы определяют границу нижнего перехода как ми-бемоль первой октавы.  Мне, как педагогу часто задают один вопрос: "Когда я использую грудной голос, а когда головной?" Ответ на него очень прост. Обычно, легче удержать нижние ноты в голове, если они приходятся на закрытые гласные "i" или "e". Также это справедливо по отношению к итальянской букве "U".   Однако, на более открытых гласных, таких как итальянские "O" или "A",  у певца возникает необходимость перейти в грудной регистр раньше.  Также это возможно, если нижняя нота находится в конце фразы и вам уже не хватает на нее дыхания. Еще одним фактором, определяющим переход, является интервалика. Если есть большой прыжок вниз, то проще использовать грудной механизм на нотах ниже ми-бемоля первой октавы. Этот  процесс балансировки между регистрами в конкретной фразе называется - выстраивание голоса ('orchestrating for the voice'): нужно пропевать каждую конкретную фразу,  и индивидуально определять, где удобнее использовать грудной механизм (chest voice or heavy mechanism), а где головной  (head voice or light mechanism).

Ломка или переход в нижний регистр.

Итальянская школа всегда подразумевает целенаправленное "сужение" гласных во время перехода в другой регистр.  Это достигается с помощью округления рта до формы овала. Обычно это требуется в верхнем переходе около ми - фа второй октавы.  Однако это применимо и к нижнему переходу у женщин. Слишком открытые гласные создают то, что Алан Линдкуэст (Alan Lindquest) называл "ломкой регистров" - этот термин я часто использую в своих занятиях. Это означает, что присутствует ощутимый перелом в звуковедении, когда гласные слишком широкие и открытые. Грудной и головной регистры становятся слишком разными по тембру и окраске.  Открывая рот менее широко,  округляя уголки рта , певец получает возможность перейти из регистра в регистр более гладко, благодаря тому, что гортань при этом занимает более низкую позицию, а мягкое небо - более высокую. Это помогает связкам более полно смыкаться, создавая полный и хорошо выровненный звук в нижнем регистре.В результате "техники на улыбке" получается тонкий задавленный горловой звук с недостатком тепла в тембре. А музыкальность в таком случае приходится и вовсе принести в жертву, так как певица чувствует, что голос может сломаться в любую минуту.  Причиной такого чувства является недостаточное смыкание связок.  Мне часто доводилось наблюдать певцов, слишком широко открывающих рот, имеющих в результате проблемы с балансировкой регистров.

Решение: Практиковаться, смотря в зеркало. Лучше иметь на этот случай два зеркала, чтобы можно было контролировать и положение лица, и весь профиль.

Управление подсвязочным давлением.

Еще одним важным фактором для правильного выстраивания регистров является разумное использование подсвязочного давления. Многие певцы чувствуют себя настолько неуверенно на этом участке диапазона, что слишком часто удерживают дыхание на уровне глотки, не позволяя нужному количеству воздуха протекать сквозь голосовую щель. Это может лишить певца половины его привычной силы звука, а на концертах такого певца может быть неслышно в нижнем регистре совсем. Ломка регистра и сопутствующий ей страх перед переходом происходят часто из-за зажатости глотки. Не следует компенсировать неуверенность в переходе за счет зажимания глотки. Небольшой и равномерный поток воздуха через голосовую щель помогает достичь правильной координации связок при подходе  к нижним нотам. Мы просто удерживаем сопротивление потока воздуха с помощью тела, но не горла.

Решение: Петь на букву "V", делать трель языком, трель губами на пятиступенную нисходящую последовательность. Все эти упражнения обеспечивают необходимое количество воздуха в среднем регистре. Затем нужно перенести эти артикуляционные установки на вокализацию с гласными, стараясь сохранять те же самые ощущения. Помните, здоровое пение - на 90% работа с ощущениями, а не слушание себя.

Правильная постановка головы.

Большинству из вас доводилось видеть типичную "ораториальную" позу меццо-сопрано, при которой певица зажимает горло с помощью нижней челюсти или подбородка. В результате звук получается крикливый, темного тембра, не только неприятный на слух, но и неполетный.  Огромное количество меццо буквально вдавливают свой подбородок в горло, думая, что таким образом получат больше темных красок в голосе.  (Этот прием также создает ложное ощущение большего звука, хотя на самом деле он уменьшается в объеме на 30-40%.) Настоящие краски в голосе появляются от звонкости или резонанса. Наоборот, угнетенная гортань ведет к все меньшему производству звука и все меньшей его слышимости в зале. Единственный способ добиться темных  оттенков в голосе - "округление гласных" с помощью овальной формы рта. Это удлиняет надставную трубку (vocal tract) и  способствует более округлому и теплому тембру.

Решение: Корректируйте свою позу во время пения, используя стену. Голова при этом должна быть направлена строго вперед, а шея должна сохранять небольшой естественный изгиб сзади. Это обеспечит вам правильную постановку головы во время пения в среднем и нижнем регистрах. Помните, вы сами не должны слышать много своего собственного звука. Певцы часто зажимают подбородок, а вместе с ним и гортань, выталкивая звук из области грудины. Публика не получает от этого ничего, так как звук не льется.

Наполнение среднего регистра.

Наполнение среднего регистра я считаю очень важным моментом в обучении певцов.  В 1980 канал PBS транслировал концерт Мэрилин Хорн (Marilyn Horne), Джоан Сазерленд (Joan Sutherland) и Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti). Во время антракта у каждого певца брали интервью, в котором они рассказывали о своих упражнениях и  своей технике. Мерилин Хорн  интересно рассказывала о среднем регистре и объясняла свой звук во  время спуска в низ среднего регистра.  Прежде всего, ее гласные округлялись, а не становились более широкими. Как я говорил выше, одно это уже удлиняет вокальный аппарат, что способствует более теплому и богатому тембру, без потерь в дикции гласных. Тем не менее, еще один пункт, который я нахожу важным для среднего регистра  у женских голосов - чувство, что каждая нота "оседает" все ниже и ниже в теле во время  нисходящего движения, в то время как мягкое небо занимает постоянное высокое положение.  Такое ощущение - всего лишь увеличивающаяся поддержка, опора дыхания во время спуска вниз, координация, которая поначалу трундо усваивается женщинами. Когда это достигается,  голос становится больше и темнее без потери носового резонанса и высоких обертонов.

Решение: упражнение, которое Мерилин Хорн использовала, было тем же самым, что Уильям Веннард (William Vennard) перенял от Алана Линдкуэста:

Играя нисходящую пятиступенную последовательность, пойте:

5, 4, 3, 2, 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1

u.....o.....a.....o.....u.....o.....a

Певцу необходимо использовать технику, при которой голос "проваливается" все ниже в тело, вовлекая нижнюю брюшную мускулатуру - опору. (Трель губами может помочь певцу почувствовать опору в нижнем брюшном отделе.) Это помогает опустить гортань, и помогает сделать звук теплее, темнее и полетнее. Форма рта во время этого упражнения - овальная, челюсть отходит прямо назад и не очень открывается в этой части диапазона. Это упражнение помогает певцу  поймать грудной резонанс без переключения в грудной механизм.

Негативные последствия выпячивания нижней челюсти.

Далеко не каждый певец может правильно петь, выпячивая нижнюю челюсть вперед. Необходимо постоянно нарабатывать правильное движение челюсти.  Когда она идет вперед, гортань поднимается, а язык заваливается назад.  Это мельчит голос и предопределяет большой перелом во время перехода. Также это лишает тембр высоких обертонов. Причиной же этого перелома является то, что, когда челюсть впереди, связки не могут полностью сомкнуться. В результате появляются сиплый звук и перелом.

Решение: Петь в этой части диапазона, контролируя положение нижней челюсти, чтобы она не выдавалась вперед. Также не следует в нижнем регистре широко открывать рот. Пальцами отодвигайте челюсть строго назад, чтобы связки естественно смыкались. (Помните: челюсть не следует толкать назад.)

Привычка не слушать свой собственный звук.

Для большинства певцов достижением является умение ощущать, а не слушать. Алан Линдкуэст повторял это из  урока в урок. Я сравниваю это с тренировкой танцора, которому необходимо чувствовать позицию, не смотря на себя в зеркало. Певцы физически не могут слышать свой настоящий звук, за исключением записей. Во время пения в нижнем регистре певицы слышат внутри себя очень малое количество звука, в то время как в зал выходят основной тон и все резонирующие обертона. Для развития певца важно верить, что из него выходит действительно большой голос. В случае нижнего женского регистра звучание внутри будет мягким, независимо от того, сколько звука выходит наружу.

Решение: Хотя я сам учу певцов не слушать, а ощущать, иногда нужно применить следующий  метод. Поместите руки прямо напртив ушей, но не за ними. Внутри себя вы услышите маленький  звук, похожий на запись без эха. Такое приспособление поможет поверить что звук действительно выходит. Также необходимы записи , ведь это единственная возможность для певца услышать свой собственный голос и узнать, как он функционирует.

Правильное развитие среднего регистра с носовым резонансом.

Мною уже было перечислено несколько концепций, помогающих в работе в середине диапазона. Я скажу о них еще пару слов. Помните: правильная постановка головы, отведение нижней челюсти строго назад, нешироко открывать рот, гортань вниз, мягкое небо - наверх, язык в форме арки, овальная форма рта и чувство, что голос узкий и звонкий. Использование сужения голоса во время пения в среднем регистре нужно сохранять для того, чтобы голос не был крикливым или слишком темным. В каждом регистре необходима своя доля звонкости для хорошей полетности звука.

Решение: Пропевайте каждую фразу, находящуюся в среднем регистре на закрытый рот, с расслабленным, не вдавленным в гортань языком и высоким мягким небом. В результате вы получите носовой резонанс, который будет способствовать выравниванию среднего и нижнего участков диапазона.  Сохраняйте эти ощущения и при пении со словами.

Перевод Марины Лукашок.
Оригинал здесь

Вокальная техника, david jones

Previous post Next post
Up