Кареты и экипажи
Исходя из того, что экипаж - это общее название рессорных пассажирских повозок, можно сказать, что в XIX - начале XX века это слово употреблялось в том же значении, что и сейчас слово «машина». В остальном же экипажи различались по функциональным свойствам, и обязательно добавлялось уточнение о количестве колес: два или четыре. Я вчера весь день просидела и так до конца и не разобралась в разнообразии и видах экипажей,- ландо, берлины, кабриолеты... Так что это- скорее обзорный пост с красивыми фотографиями, а потом постараюсь разложить все "по полочкам".
Собственно говоря, кареты относятся к классу экипажей, но в культурном смысле их можно выделить и в отдельный класс. Карета - это большой закрытый 4-колесный экипаж. Итальянское слово «carretta» произошло от латинского «carrus» - транспортное средство, и от глагола «currere» - бежать, который в свою очередь был заимствован из кельтского языка.
Карета - атрибут элитарности. В XVIII веке и ранее их использование могли себе позволить только богатые и знатные люди. Кареты оформлялись как настоящие произведения искусства. Надо отметить, что и здесь были свои типы. Например, среди карет отличали ландо - 4-колесную карету с откидным верхом и ландонет - облегченное ландо. В музеях Кремля представлены маленькие детские каретки, принадлежавшие Петру I. Они обиты кожей с золотым узором в виде деревьев, фантастических птиц, человеческих фигур. В возках, запряженных маленькими лошадками пони, управляемыми карликами, трехлетнего Петра I вывозили на прогулку. Кстати, сегодня кареты скорой помощи называются так именно потому, что первые экипажи этой службы появились еще на каретах, запряженных лошадьми. Термин так прижился, что не изменился доныне.
The most elegant carriage of the Viennese Court, a "grand carrosse" with eight windows made of Venetian glass, is thought to have been built around 1735/40 for Emperor Karl VI (1685 - 1740) and later converted several times.
Rokoko-Berline, sogenannter "Prinzengalawagen"
um 1740
Vergoldeter Karussellwagen Maria Theresias
Entwurf: Balthasar Ferdinand Moll | um 1740
Санями называются все повозки без колес с полозьями, но и они имеют свои разновидности, хотя их немного. В наше время сани активно используются в северных странах, где очень высок уровень снежного покрова, и снег лежит большую часть года. В таких местах выгоднее использовать сани или нарты, запряженные собаками или оленями (Финляндия, Россия, Канада), чем автомобиль, который подчас не проходит там, где могут пролететь легкие сани.
Reich geschnitzter, vergoldeter Karussell-Schlitten
Entwurf: Balthasar Ferdinand Moll | um 1740/1750
В Царской России сани считались даже более почетным транспортным средством, чем карета. Императоры иногда даже летом выезжали на какую-нибудь церемонию на санях. И этому можно верить так, как мы верим А.С. Пушкину, который, как известно, очень любил прокатиться на санях по заснеженному русскому полю.
Zweisitziger Gala- Staatswagen des kaiserlichen Oberststallmeisters Dominik Andreas Fürst von Kaunitz-Rietberg-Questenberg (1739 - 1812)
Schlittenzeug (Geläute) aus grünem Samt aus Teilen des 18. Jahrhunderts zusammengestellt und mit Stickereien von Andreas Alkens versehen
1814-1815
Reicher zweisitziger Leib-Stadtwagen
Hersteller: Cesare Sala | 1857
Viersitziger, siebenfenstriger Gala- Staatswagen (Berline) von Kaiser Franz Joseph I.
Herstellung: Carl Marius | 1865
Roter Leichenwagen des Wiener Hofes, erbaut zur Bestattung Kaiser Maximilians von Mexiko 1867/68 unter Verwendung eines älteren Fahrgestells
Herstellung: Hofsattlerei | 1867-1868
--------------------
Coronation_coach_Catherine_the_Great
Кремлевская коллекция
Queen Elizabeth's Royal carriages
St. Catherine's Royal Carriage
London
Buckingham
Palace
Buckingham Palace
Royal Mews of Buckingham Palace
Buckingham Palace
Royal Carriage, Yogjakarta, Java
Фаэтон.
Phaetons became popular in the beginning of the 19th century, just in time for those regency romances. This springy, single horse carriages had huge wheels and were good for those country drives.
фаэтон - это 4-колесный рессорный экипаж с откидным верхом. Интересно, что современные писатели, пишущие о тех временах, чаще всего пользуются общими названиями, а в текстах Чехова и Достоевского мы найдем специальные названия. И правда, кто сейчас отличит шарабан от коляски и определенно скажет, что первый - это 4-колесный открытый экипаж с поперечными сидениями, а вторая - 4-колесный экипаж повышенной комфортабельности? И это несмотря на то, что все мы с этими названиями, так или иначе, знакомы. Колымага - 4-колесный открытый экипаж. Дилижанс - 4-колесный экипаж с длинными скамейками в ряд. Омнибус - 4-колесный маршрутный экипаж. Отдельной статьей шли двуколки - 2-колесные одноосные экипажи. Они принципиально по-иному крепились к лошади, и были двухместными и одноместными. Кстати, изначально кабриолетом назывался 2-колесный экипаж без козел.
-----------
Dusit Palace: Royal Carriages
Вьетнам
a golden palanquin (royal carriage)
Таиланд
--------------СОВРЕМЕННЫЕ---------------------
-------------------Детские коляски в виде экипажей---------------
----------------------------
Еще много по истории карет на сайте:
http://www.kareta.com.ru/http://www.kareta.com.ru/history/carrossevip/tsarskoe_selo.html