Топиари (topiary)

May 07, 2009 13:04

Топиари (topiary)

Словари определяют понятие Топиари (topiary) как искусство художественной обрезки и придания декоративных форм кронам деревьев и кустарников. Слово имеет греческие и латинские корни: греческое слово - topis означает - усадьба, А латинское topia - фреска с изображением ландшафта, topiarus - более подходящее - садовод.

Уже только тот факт, что слово топиари имеет столь древние корни, говорит о том, насколько древним является само искусство художественной обрезки крон.















Англия










































http://www.flickr.com/photos/whispering_oaks/432965629/






























Топиарное искусство по праву считается одним из древнейших видов искусства. Первые письменные упоминания об орнаментальном садоводстве принадлежат римлянам и датируются 38г. до н.э и 14г. н. э. Плиний Старший приписывал это открытие Кнею Матию, другу императора Августа. Возможно, искусство стрижки деревьев и кустарников было привнесено ранее из Средиземноморья и Азии. Каким бы ни было начало, к концу первого столетия н.э, топиари становится естественным украшением садов состоятельных людей.

После падения Римской империи, начинается период, известный, как Смутное время. Это был долгий период общественного хаоса, в течение которого основная борьба была за выживание. Блага цивилизации были оставлены в стороне. Только в монастырях искусство орнаментального садоводства не было забыто.

Период Возрождения дает новый толчок в развитии топиарного искусства. Обращение к классике, поиск стиля и форм его воплощения породили сады, которые существуют и поныне: Сады Виллы Ланте (Баньайя); Кастелло Балдино (Монтальто ди Павиа) и Виллы Гарцони, около Коллоди в Тоскании.

“Золотой век топиарного искусства”, бум на изгороди и сады в “голландском стиле” покорили Европу. Но мода имеет тенденцию меняться, даже не мода, - всегда есть противники, желающие изменить ход событий. На сей раз оппозицию составили поэты и философы, выступавшие за “ненасилие над деревьями и кустарниками”. Результат этих нападок и споров приблизил начало конца «голландского стиля» и расцвет естественной красоты. Многие известные регулярные сады были уничтожены и превращены в пейзажные.
С конца 18 века с переменным успехом появлялся интерес то к пейзажному, то к регулярному стилю. Но никогда эти два направления не были тесно связаны. В дальнейшем происходит одновременное развитие двух диаметрально противоположных стилей, и для каждой страны этот путь свой. Создаются известные сады: Сад Ладью в Мэрилен и сады Лонгвуд в Пенсильвании, Левенс Холл и Грейт Дикстер, Друммонд парк в Шотландии и многие другие.
В начале 20 века прагматичные американцы сделали простое, но весьма полезное изобретение. Они придумали плетеный проволочный каркас фигурной формы, который надевается на молодое растение. В этом каркасе кустарник растет и развивается, а когда молодые побеги начинают выходить за пределы каркаса, по его границам производится стрижка.

В наше время искусство топиари стало классикой садового дизайна и больше не подчиняется критерию "модно". В современные неформальные садовые дизайны с их естественностью, асимметрией и легким беспорядком топиарии вносят структурирующий элемент и добавляют привлекательный для глаза контраст.

Сегодня топиарное искусство переживает очередной виток своего развития, и классическое топиари, видимо, от жажды скорейшего результата, переходит к использованию однолетних цветов и лиан на каркасной основе. Темп жизни заставляет подстраивать под себя искусство, которое требует терпения.
Еще много про топиари:
http://www.countrysideliving.net/GRD_PRJ_Style-Grdns_Apr05.html
http://www.topiary.ru/index.php?item=50

ФЛОРА-ГЕРБАРИЙ, ТОПИАРИ, ЦВЕТЫ В ИЗО И ДПИ, ДИЗАЙН-РАСТИТЕЛЬНЫЙ ДИЗАЙН, САДОВАЯ МЕБЕЛЬ И ДИЗАЙН

Up