День двести восьмой.
Собираясь в Прагу, я сразу предупредила Исачка, что сбагрю ей часть моих зимних вещей: ну, чтобы снизить перевес, когда я в августе домой полечу - у неё-то чемодан всё равно полупустой. Мы тогда же поржали: мол, "наденешь свою зимнюю куртку, а я твой свитер нацеплю, и будем так по Праге гулять" (у нас, напоминаю, было на тот момент +28).
Я таки категорически настаиваю на том, что мысль материальна.
На второй день Лериного пребывания в Праге сильно похолодало и начался проливной дождь.
Тогда же она забила на вторую экскурсию, по Пражскому Граду.
Ну то есть не совсем забила, конечно. Мы попытались туда сходить.
Но, например, когда нам рассказывали про Страхов монастырь (рассказывали, в частности, то, что корень там не тот, что в слове "страх", а тот, что в "страховать"), пришла и остановилась за нами группа поляков старшего школьного возраста. А гид их - вы только представьте себе! - по-польски вещала. Так что пришлось бочком-бочком, встать поближе к ним и навострить уши. Ну и кайфовать минут пять, пока они не пошли дальше, а Исачок не попросилась в мои объятья, ибо сильно мёрзла. Мне, собственно, и так-то про церкви с монастырями не очень интересно, а тут я ещё и нить рассказа потеряла... В общем, неудача.
Зато вот про это здание услышала и запомнила.
"Туристы часто спрашивают, как же это так: здание церкви, а сделан отель?" - рассказывала гид. - "Дело в том, что это вовсе не церковное здание. Сейчас это отель, а изначально в нём размещался дом престарелых. Вполне комфортный: у каждого старца была отдельная келья. Но целыми днями они всё равно были обязаны ходить по улицам Праги и просить милостыню - так в те времена старики в домах престарелых добывали средства к существованию". Гусары, молчать!
Отель, насколько я поняла, принадлежит монастырю, как и все эти (и многие другие) здания:
Здания сдаются под жилье/офисы, а арендную плату получает монастырь. Неплохо, по-моему.
А вот Министерство иностранных дел Чехии.
Там ещё совсем слева болтается флаг ЕС, но в кадр не поместился.
А рядом с МИДом стоит памятник Эдварду Бенешу, второму президенту Чехии.
В гиде было очень приятно то, что она рассчитывала как раз на таких, как я, не владеющих даже минимальными знаниями по истории. Не было обычного для всяких там экскурсий набора имён, которые мне ничего не говорят, вперемешку с датами, которые всё равно не запоминаются: она рассказывала живенько, бодренько и без ненужных подробностей.
В частности, про господина Бенеша мы узнали, что он за свою жизнь (= за время политической карьеры) совершил две серьезных ошибки:
1) 1938 год: по требованию фашистского правительства отдал Германии Судеты.
Гид сказала, что чехи тогда пришли к этому вот зданию МИД и просили дать им оружие, чтобы защищать эту территорию (там, собственно, много этнических немцев проживало, что и послужило Гитлеру и Ко предлогом для того, что её отобрать), но Бенеш им отказал.
"Кто знает, как бы всё сложилось, начнись вторая мировая на год раньше. Но история, как говорится, не знает сослагательного наклонения".
2) 1948 год: под давлением коммунистов ушёл в отставку, а к власти пришёл новый президент. С этого момента в Чехии (Чехословакии тогда ещё) начали строить коммунизм.
А ещё мне было за нас очень неловко. Потому что сначала мы ржали вдвоём, а потом Исачку надоело слушать, и она отошла в сторонку, а я осталась ржать одна.
1. Совсем неудобно было ржать над именем первого президента Чехословакии.
Я вот сейчас его погуглила - он пишется-то вполне прилично, Томаш Гарриг Масарик. Но на слух-то он Гарик-Масарик... Нам рассказывали о том, как трагически погиб при невыясненных обстоятельствах его сын (министр иностранных дел при правительстве Бенеша), труп которого нашли как-то поутру, через некоторое время после прихода к власти коммунистов - Ян Масарик был единственным "буржуазным" министром в коммунистическом правительстве; надо было бы скорбеть, а мы стояли и тихонько фыркали каждый раз, когда президента называли полным именем. Но изо всех сил сдерживались, да.
2. А когда Исачок отошла, нам рассказали про Драгомиру.
Драгомира каким-то боком относилась к семье, правившей в Чехии в Х веке (чья-то она там мать была, но изобилие имён меня напугало и в памяти не отложилось), и была язычницей. И строила всякие там козни Людмиле, которая тоже приходилась кому-то из этой семьи матерью, а кому-то и вовсе женой, а ещё была христианкой. И в итоге Драгомиру из Чехии выставили.
Ехала она ехала на своей телеге, да и услышала колокольный звон, доносящийся из маленькой церквушки, недалеко от которой она проезжала. Драгомира грязно выругалась начала богохульствовать - и тут, о чудо, земля разверзлась, и она вместе с телегой туда провалилась! Бог её так наказал, да.
Я ржала, пересказывая эту историю Исачку, а она грозилась, что наш отель из-за меня тоже под землю уйдёт.
Хм. Вы уже все нас презираете, или можно ещё поведать, как мы над святой Старостой и монстрациями друг другу в плечо фыркали?
Ах да, а еще не следует забывать, что в течение всего этого времени шёл проливной дождь. У Исачка было подобие ветровки, а ещё зонт, а у меня была спортивная кофта. Без капюшона даже.
Экскурсовод предложила самым замёрзшим остановиться и попить глинтвейну.
Так как к глинтвейну я равнодушна, а после тёплого помещения на улице мне стало бы ещё холоднее, то я стояла снаружи, смотрела вот на это не влезающее в объектив здание и мечтала попасть внутрь.
Знаете, что это? Казармы! :)
Там что-то вроде нашего президентского полка размещается. У-ух!..
А потом нас привели к... дворцу, в общем.
Знатоки Праги, выручайте, как оно называется? Там президент живёт.
Вот для lev_margaritych поближе лев, символ чешской государственности:
У него золотая корона и "два хвостика" (не на голове, на крупе).
А справа от него стоит памятник тому самому первому президенту Чехословакии.
Томашу Гарригу Масарику. TGM на памятнике видите?.. Это оно, ага.
Потом подошли мы и к собору святого Витта.
"Если очередь там будет небольшая - постоим, чтобы попасть внутрь; если большая - пойдём дальше", - сказала гид.
Когда выяснилось, что наши с ней взгляды на то, что такое "небольшая очередь", в корне расходятся, я вняла мольбам мокрого и дрожащего Исачка - мы свалили.
Ещё разок взглянули с высоты на мокрую Прагу:
И ломанулись в гости к olga_unique, где нас отпоили чаем, откормили печеньем и развлекли рассказами. Ура тебе, Оля! :)
А потом мы немножко побродили по магазинам, после чего снова озадачились поисками еды.
На этот раз нам вдруг подвернулись суши. Ресторан был пафосный, весьма недешёвый, а в роллы "с крабом" они запихивают крабовые палочки!
Наше им чрезвычайное неодобрение. И ещё у них нет ни фруктового чая, ни чёрного.
Обратно Исачок отказалась топать пешком через полгорода. Поэтому мы тупо купили "дорогой билет", спустились в метро и начали учиться им пользоваться.
В Чехии по сравнению с Германией смехотворнейшие цены на транпорт всё-таки! 18 крон - билет, который даёт тебе право ехать не больше 20 минут на автобусе, или в пределах 5 остановок на метро. Это "дешёвый".
"Дорогой" стоит 26 крон, и по нему уже можно кататься и на метро, и на автобусе, не заморачиваясь над количеством остановок, пересадок и минут. Главное - в полтора часа уложиться.
(1 евро стоит как раз 25-26 крон сейчас. Для сравнения: билет от моего Фалькенберга до Тиршенройта стоит около 3 евро. 10 минут ехать).
А в метро нас атаковал ещё один пожилой чешский маньяк.
Правда, с другими намерениями: увидев нашу растерянность при взгляде на полосу с названиями станций, он радостно начал пытаться нам помочь. На чешском, естественно. Видел, что мы иностранки, поэтому, наверное, говорил чуть медленнее, чем обычно. От страха я даже поняла почти всё, что он сказал. И даже немножко приняла участие в диалоге:
...
- Вот можно там-то выйти, а потом пешком пройти. Или у вас билет есть уже?
- Есть.
- О, но то шкода! Значит, надо ехать!
И линию "С" всё время называл "цэчка", лапушка такая.
А когда мы поблагодарили и распрощались, он нас потом догнал и ещё что-то сообщил. У меня опять получилось ему ответить, а он от радости подсказал нам ближайший путь до нашего отела.
Говорю же, зайка он был.