Добрый день, миссис Хулиотис.
Тимофей опять начал курс глубокого массажа. После прошлого сеанса я помню, что его поведение было лучше, а что самое важное для меня он стал гораздо лучше спать, перестал вставать по ночам и плакать.
Сейчас массажист работает с сильным тонусом мышц спины. Выяснилось, что из-за физиологических проблем Тимофею сложно долго сидеть. Проще говоря - ему постоянно немного больно и дискамфортно. Когда он двигается - он меньше замечает эту боль. Курс расчитан на 3 недели. Кроме спины, мануальный терапевт занимается массажем внутренних органов. Он обнаружил большую проблему с его желчным пузырем, над которым он сейчас работает. Проблема с желчным пузырем ведет к нервным расстройсвам. Мы начали принимать природные желчегонные препараты.
После курса Тимофей будет гораздо спокойней - уйдут боли в спине и тонус, уйдет желчь. И как следствие нервная система улучшится.
Он порекоммендовал мне детского психолога из России, кандидата медицинских наук, автора многих статей по детской психологии. Я описала ей нашу проблему.
2 дня она общалась со мной и с Тимофеем. Составила полный психологический портрет и дала рекоммендации мне и учителям в школе.
Вот ее мнение и рекоммендации:
(Заранее прошу прощения, если где-то плохо перевела на английский язык и за возможные ошибки)
У детей бывают разные типы характеров:
Гипперактивые
Активные
Уравновешенные
Спокойные
Вялые
Разные дети по разному воспринимают процесс обучения. Есть более удобные дети, есть менее удобные. Но то, что объядиняет всех детей - то что они могут принять учебный процесс как мотивацию только к 7 годам.
Связано это с физиологией мозга. К 7 годам в мозге дозревают определенные участки, отвечающие за собранность, мотивацию и самоконтроль. Только к 7 годам ребенок понимает, что можно делать не только то что хочешь, но и то, что надо! Спокойные дети в 6 лет тоже не понимают понятия "надо", но поскольку они более спокойны - со стороны кажется, что они просто приняли правила.
Ребенок 5-6 лет воспринимает все как игру. И учится он играя.
Спокойным детям тоже сложно понять мотив учебы, но в силу характера им проще себя контролировать. Контролировать свои движения, действия и поступки. Поэтому кажется, что они более послушны.
Более активным детям делать это сложнее, так как на самоконтроль в этом возрасте уходит много энергии. 15-20 минут ребенок может себя контролировать, потом силы заканчиваются и начинается хулиганство.
Есть просто удобные дети, а есть неудобные. Тимофей из-за своей черезмерной активности не очень удобен. И из-за этого появляются проблемы в учебном процессе. Он мешает не только другим ученикам и учителю, но и себе.
Дело не в том, что он хочет вредничать или не слушаться, а в том, что ему сложно пока себя контролировать. Он находится в периоде переходного возраста и буквально через полгода все может сильно измениться.
Я, как мама, вижу и знаю, что у него определенно присутсвует желание учиться, он любит школу, очень любит учителей. Дома он с удовольствием делает задания и не я его сажаю, а он меня!
Просто для него это пока игра и если игра ему нравится - он играет. Если ему становится скучно, то его сложно зачтавить вновь играть. Цель - заинтересовать и помочь ему в этой "игре".
Рекоммендации учителям:
1) Положение в классе.
Посадите ребенка поближе к себе. Если активный ребенок сидит далеко, он будет чаще отвлекаться. Ведь вокруг СТОЛЬКО интересного, помимо учителя. Если он будет сидеть ближе - то будет и получать и отдавать больше внимания. Ваша замечательная школа пропагандирует индивидуальный подход к обучению. И можно считать это его индивидуальной особенностью, что он требует чуть больше внимания, чем другие. Это не эгоизм, ему так проще найти мотивацию учиться и подчиняться
2) Смена деятельности.
Активным детям сложнее контролировать себя и сидеть спокойно 40 минут для такого ребенка сложно. Первые 15-20 минут он может сам следить за собой, потом он устает. Тут такая интересная вещь - он активен, поэтому ему требуется гораздо больше усилий, чтобы следить за собой. И если многим более спокойным деткам хватает сил на все 40 минут, то Тимофею тяжелее с собой совлядать. Нужна смена деятельности. Вы чуствуете, что он уже отвлекся и не принимает участия в учебном процессе, начинает мешать остальным, "играть". Попросите его принести вам ручку или карандаш, или попросите его сходить к дальнему шкафу за книжкой. Он, с удовольствием, поможет. После этой короткой передышки и выпуска энергии он опять сможет учиться.
3) Положительная мотивация.
Очень часто, чтобы привлечь внимание к себе Тимофей использует любые средства. И он знает, что чтобы на него обратили внимание, можно начать шалить. Тогда учитель прервется, скажет ему "Стоп" или просто назовет по имени. Он своего добился! Чаще хвалите его, мотивируйте первым сдавать работу, решать все примеры и т.д. Реже обращайте внимание на непослушания, через какое-то время он поймет, что это не способ привлечь внимание. Первое время возможен рецесс, он будет с удвоенной силой отвлекать Вас и учеников, но очень быстро он поймет, что учитель обращает внимание на него, когда он поступает хорошо, а не плохо.
4) Переключение с одной деятельности на другую
Активным детям надо больше времени, чтобы сменить занятие. Он только писал математику, возможно что-то не успел доделать, а уже пора идти на паузу. Тимофею надо подготовиться, что сейчас начнется что-то новое. Если вы сейчас будете выходить из класса или начинать новую работу - предупредите его об этом заранее, сказав, что через 10-15 минут мы выходим. Скажите, что сейчас мы заканчиваем эту деятельность, а вскоре начнем другую. Он будет знать о переменах, запланирует и подготовится.
5) Пластелин.
Если есть возможность на занятиях или хотя бы на занятиях по искусству давать Тимофею пластелин - позвольте ему. Пусть он сидит на ковре с кусочком пластелина в руках. На искуссте позвольте ему не только рисовать, но и на свои работы наклеивать и вдавливать пальцами кусочки пластелина. Приклеивание пластелина к бумаге - это канализация энергии.
6) Возврат к процессу.
Тимофею трудно долго заниматься одним занятием. Надо дать ему возможность последовать за интересом 1-2 минуты, завершить это, а потом вернуть обратно к старому занятию. Например, он решает задачу, но хочет порисовать. Положите лист рядом с ним, пусть пару минут он порисует, закончит, а потом продолжит с математикой.
7) "Нет и нельзя"
Постараться не говорить "нет". Чем больше ему запрещать расслабляться и отдыхать от учебы, тем больше он будет этого требовать. Ему на нервном и физическом уровне нужны короткие паузы. Если ему их не давать, то он будет больше упираться и спорить.
Можно по-разному просить делать что-то. Можно сказать "Нельзя бегать", а можно то же самое сказать "Тимофей - вернись в строй!". Меньше отрицать, больше побуждать. Он стучит по парте - можно сказать "Тимош, возьми тетрать". Стараться не запретить, а переключить внимание.
8) Деление больших работ.
Разделите большую работу на несколько маленьких. Время заданий должно быть непродолжительным. Допустим надо сделать 5 зачаний по математике. Предложите ему сделать 1-2, потом разрешите сделать небольшую паузу, потом остальные 3. Большой объем работы, когда результат виден не скоро ломает мотивацию делать. Он сделал одну задачу, поставьте оценку, потом еще одну, опять оценка.
9) На перемене.
Тимофею лучше играть с 1 ребенком на переменах. Причем желательно, чтобы этот ребенок был пассивным. Тогда они будут друг друга уравновешивать и компенсировать Надо подобрать ему другого спокойного ребенка. Психолог советует, чтобы это был мальчик, но можно и с девочкаи. Я знаю, что он дружит с Полиной. Она чудесная спокойная девочка.
10) Утомление.
Чем больше утомление, тем больше снижается уровень самоконтроля. Тимофей тратит гораздо больше энергии на контроль, чем более спокойный ребенок. Ему сложнее управлять собственной энергией. Постоянное отсутсвие отдыха ведет к переутомлению, истерикам и как следствие нежеланию подчиняться и выполнять правила.
11) Тьютер
Психолог очень негативно настроена на идею постоянного контроля со стороны особенного человека. Это не позволит ему научиться самому себя контролировать или увеличить время контроля. А ведь наша задача научить его именно этому. Кроме того, она видит опасность в эмоциональном состоянии Тимофея. Ведь он видит, что ни у кого больше нет такого специального человек, а у него есть. Он делает вывод, что он какой-то не такой, что он хуже других. В дальнейшем это может привести к нехорошим психологическим сдвигам, ощущению враждебности мира, где он чужой и не такой как все.
12) Игра
Тимофей не хочет мешать учителю и ученикам. Он не мешает. Но он устал сдерживать себя и пытается выйти из состояния концентрации. При этом он пытается увести еще и всех остальных за собой в новую "игру", чтобы все поменяли род деятельности. (Например случаи, когда он стучит по парте или издает звуки). Если это возможно - предложите всем ученикам 1 минуту постучать по партам. Уверена, что все будут рады. А потом возвращайтесь обратно к учебе. И Тим передохнет, и урок не сорван. Вовлеките в его "игру" других студентов. Если не давать ему возможности "поиграть", запрещать ему это - то все равно он будет мешать дальше и никто учиться не сможет.
13) Помощь.
Тимофей очень любит помогать. Дайте ему такую возможность. Пусть собирает листочки учеников, раздает карандаши, стирает с доски. Активная деятальность позволит ему выпустить излишки энергии и он будет спокойней сидеть за партой.
Вывод:
Тимофей раньше других устает от монотонности процесса, из-за активности. Ему сложнее контролировать себя и удерживать внимание на одном процессе. Сложнее перестроиться с одного вида деятельности на другой. Ему нужно больше и чаще делать передышки, чтобы набраться энергии для самоконтроля. Попробовать предоставлять любую физическую активность, просить его об активной помощи.
В заключение, хочу выразить огромную благодарность Вам, миссис Хулиотис и всем учителям, которые занимаются с ним. Я очень рада, что мы работаем вместе - я дома, а Вы в школе. Вы помогаете ему расти и развиваться, прививаете правила общения и существования в этом мире. Он хороший и добрый мальчик, умный и способный.
Просто сейчас он в переходном возрасте и взросление проходит более сложно. Когда его мозг будет готов к понятию "надо", у него не будет таких проблем.(правда, обязательно будут какие-то другие :)) Он же ребенок!)
Если у Вас будут дополнительные вопросы, я готова дополнительно проконсультироваться с психологом.
http://vk.com/note1334931_11668927