Я смотрю, что моя попытка ответить на вопрос эффективности учителей для взрослых учеников, выливается в написание целой доктрины об обучении на ф-но вообще. Ну ладно, пусть будет так. Надеюсь, что авось, кто-нибудь для себя что-нибудь полезное все же здесь найдет. (А не только я для себя по мере формулирования мыслей:)
На всякий случай уточняю, что все, что я пишу является моим личным видением и пониманием, как это работает, основанным на моем личном ученическо-педагогическом опыте, никак не претендующее на истину в последней инстанции. Возможно, многие хорошие учителя идут совершенно другим путем, и достигают прекрасных результатов.
2.
О способах работы над развитием музыкального мышления.
(1. О целях.
http://marinba.livejournal.com/84794.htmlПервоначальное обсуждение -
http://avva.livejournal.com/2783866.html?thread=106698106#t106698106)
Самая незаменимая роль учителя на первой стадии, как мне представляется - создание, так называемой "языковой среды", которая будет работать сама за себя. Выразительное пение, выразительный аккомпанимент учителя сами дают прочувствовать ученику музыкальное строение, гармонию, характер и т.д. С помощью такого совместного музицирования закладывается понимание музыкальных явлений, напряжений и разрешений, развивается предслышание. Жесты, дирежирование, нахождение удачных сравнений для передачи музыкального образа и собственно игра учителя это все арсенал для создания той самой музыкальной среды, в которой ученик сам, без долгих вербальных объяснений, начинает чувствовать как играть. Особенно эта невербальная музыкальная поддержка учителя нужна на стадии овладевания нотной грамотой, когда ученик "за деревьями не видит леса", поскольку его внимание настолько занято нотами и нахождением соответствующих клавиш, что на музыкальное понимание его уже не остается. (я часто наблюдаю, как начинающие ученики могут без ошибок прочесть с листа знакомую им мелодию и при этом ее не узнать).
Самая же главная составляющая развития мышления, как я это вижу - это пение. Выразительное пение (сольфеджирование) ученика постепенно должно выстраивать следующие автоматические связи: серия визуальных знаков (ноты) - соответственные звуки - музыкальное построение с соответствующми тембром - соответственная последовательность клавиш - соответственное движение руки, ощущения в пальцах. Это то, что воспитывает "слышащую руку" и предслышание.
Опять же на стадии, когда слух ученика еще недостаточно развит, ученику требуется постоянная помощь учителя в качестве постоянной проверки, что его собственные музыкальные представления не слишком кардинально разошлись с реальностью.
Когда, посмотрев в нотный текст более менее своего уровня, ученик может про себя худо-бедно представить написанную музыку - можно говорить о начале самостоятельности ученика.
Дополнительные способы:
Слова. Во многих детских сборниках для начинающих, пьесы даны как песни со словами. Слова помогают лучше усвоить мелодию, подчеркивают ее строение, характер, выразительность. Однако, на более продвинутых стадиях это тоже очень эффективный способ для достижения живой выразительной игры, приближающей ее к речи. (Его нередко рекомендуют многие знаменитые педагоги). Особенно эффективен он в работе с полифонией.
Игра "как будто" или "на немой клавиатуре" (не знаю, как ее точнее обозвать). Игра с параллельным выразительным пением, при которой клавиши не нажимаются, но пальцы четко до них дотрагиваются нужным движением, которое требуется для извлечения представляемого внутренним слухом звука. Этот способ максимально задействует внутренний слух и муз. мышление, при этом максимально подчиняя ему движения руки.