Бизнес-урок 4. Матрица управления

Jun 18, 2015 21:51

Оригинал взят у kochnev_a_f в Бизнес-урок 4. Матрица управления
На этом бизнес-уроке я расскажу о том, что все процессы управления, которыми занимается руководитель каждой компании, образуют матрицу, и в каждой ячейке этой матрицы присутствует функция контроллинга, то есть, целевого управления.

И еще Вы узнаете, что говорите прозой.

На предыдущих уроках мы определили понятие "контроллинга", теперь мы его углубим. Дело в том, что мало рассмотреть организацию в целом - она имеет определенную структуру, и само управление - это структурированная деятельность.

Как она структурирована? Прежде всего, есть уровни управления - стратегический, тактический, оперативный. На каждом уровне есть свой горизонт целей. На стратегическом уровне мы смотрим на годы вперед, и у нас есть стратегические планы. Здесь область действия стратегического контроллинга. Таким образом, цикл управления (целеполагание - планирование - мониторинг - анализ), который мы рассматривали выше, существует на стратегическом уровне.

С другой стороны у нас есть тактические планы годовые, которые ежегодно составляет каждая компания. Цели на год, планы на год, годовые бюджеты. Здесь осуществляется тактический контроллинг, то есть, планирование, мониторинг и анализ показателей на среднесрочном горизонте.

Наконец, есть оперативные планы на день, на неделю, на месяц, в зависимости от типов наших процессов. И, соответственно, здесь действует оперативный контроллинг, включающий планирование, мониторинг и анализ.

Эти три уровня, с одной стороны самостоятельны, поскольку в каждом из них самостоятельные процессы управления. С другой стороны эти процессы взаимодействуют, они должны друг друга цеплять как шестеренки машины, колесики часового механизма. Мы не вдаемся в подробности, как именно это происходит, но важно понимать, что это разные процессы с одной стороны, с другой стороны они тесно связаны и взаимодействуют.

Идем дальше. У нас есть целый ряд областей управления. Можно назвать их функциональными областями, хотя я их предпочитаю называть проекциями управления. Каждая из этих проекций, это особый взгляд на компанию. Ведь на компанию можно смотреть с разных точек зрения. Финансист видит компанию как объект, состоящий из активов и обязательств, доходов и расходов. Менеджер-производственник видит процессы; для него компания - это совокупность процессов. С точки зрения маркетолога компания - это игрок на рынке, где есть конкуренты и клиенты. Для сотрудника компания - работодатель. Для инвестора - генератор денег. Каждой точке зрения на компанию соответствует определенная модель, имеющая собственную структуру, набор параметров и особую методологию управления.

При этом менеджмент разбивается на специализированные области, дисциплины мало связанные между собой. "Новая концепция контроллинга" позволяет связать эти дисциплины и построить единую модель управления организацией на системной основе.



Таким образом, существует целый ряд проекций контроллинга, основанных на особых целевых показателях, на специфических для каждой проекции методах планирования, контроля и анализа. Мы видим, что система управления подразделяется на уровни и на проекции, то есть образуется управленческая матрица. Эта матрица не какая-то вымышленная сущность - так устроены процессы управления любой компании независимо от того, понимают это руководители или нет. Разумеется, не все это замечают, видят или хотят видеть. Но независимо от того, знаете вы о том, что говорите прозой или не знаете, вы все равно говорите прозой. Здесь я формулирую то, что существует в реальной жизни, в бизнесе, в деятельности организации. Просто надо понимать, из чего состоит ваша система управления, чтобы правильно её строить.

Вы хотите изменить свою компанию? Не знаете как это сделать? Смотрите БЕСПЛАТНЫЙ вебинар "Как построить систему целевого управления компанией: BSC, KPI, контроллинг">>>

стратегия, Бизнес-практика, управление компанией

Previous post Next post
Up