Ожидание Машиаха в иудаизме

Jan 21, 2012 18:26

Оригинал взят у ilgidв Ожидание Машиаха в иудаизме
Тема огромная. Кроме того, я не специалист по иудаизму и эсхатологическим религиозным теориям, поэтому буду рад комментариям и дополнениям людей знающих.

Ивритское слово «машиах» на русский язык переводится как «помазанный» («христос» на греческом). Древние евреи называли машиахом того, кто в процессе инаугурации был помазан миррой - своих царей и первосвященников. И не только своих - машиахом в ТаНаХе (Ветхий Завет) назван персидский царь Кир.

Институты царской власти и первосвященства были утрачены евреями в I столетии до нашей эры вместе с государственностью и Иерусалимским Храмом. С этого времени евреи называют Машиахом (Мессией) того, кто придет, чтобы установить новую эру - еврейский золотой век. Появление Машиаха обещано Создателем. Рамбам (рабби Моше бен Маймон, он же Маймонид - еврейский философ и ученый, живший в 1135 - 1204 годах) полагает, что Мессия восстановит царство Давида и соблюдение религиозных заповедей, построит Иерусалимский Храм, соберет евреев, разбросанных по земле.

Когда еврейские мудрецы говорят о Машиахе, они опираются на Письменную Тору (то есть ТаНаХ - Пятикнижие Моисея, Книги пророков и Священное Писание), но в большей степени - на Тору Устную (Талмуд). Машиах упоминается в ТаНаХе 38 раз. Однако, считается, что ТаНаХ содержит более 5000 пророчеств, относящихся к Мессии.


Рамбам является автором трактата о том, как распознать Машиаха - «Законы относительно Царя Машиаха» (ивр. Хилхос Мелех ха-Машиах). Он утверждал, что не может быть Машиахом тот, кто не преуспел или был убит. Исходя из этого, большинство евреев не считают Машиахом Иисуса Христа (не преуспел в восстановлении царства)

Машиахом называли себя Бар-Кохба, Шабтай Цви (каббалист, жил в 1626 - 1676 годах), Яков Франк (считал себя реинкарнацией Шабтая Цви, 1726 - 1791 годы), рабби Менахем-Мендл Шнеерсон (седьмой и последний любавический ребе, 1902 - 1994).

Некоторые еврейские мудрецы полагают, что приход Мессии из рода Давида (Машиах бен Давид) будет предваряться явлением предтечи из рода Иосифа (Машиах бен Йосеф). Основанием для этого мнения является пророчество Йехезкеля (Иезекииля в христианской традиции): «беру я посох Йосефа, который в руке Эфраима и колен Израиля, объединившихся с ним; и положу его к посоху Иехуды, и сделаю их посохом единым, и превратятся они в один в руке моей».

Раши (рабейну Шломо Ицхаки, жил в 1040 - 1105 годах) уточняет, Машиах бен Йосеф будет убит во время войны Гога и Магога (два мифических народа, олицетворяющих зло; по другой версии Гог - князь нечестивых народов Роша, Мешеха и Фувала). Из Книги Йехезкеля следует, что день победы над Гогом и Магогом будет днем преображения мира и начала мессианской эры, установления всеобщего мира и гармонии. На протяжении семи лет вместо дров будет сжигаться оружие.

Рав Саадия Гаон (882 - 942) считал, что если евреи будут изучать Тору и чтить ее законы, то Машиах бен Давид придет сразу, в противном же случае сначала явится Машиах бен Йосеф, чтобы очистить огнем самых тяжких грешников и оправдать всех остальных. Каббалист Аризаль (Ицхак бар Шломо Лурия Ашкенази, годы жизни: 1534-1572) полагал, что в каждом поколении евреев есть человек, который является потенциальным Машиахом бен Йосефом.

Некоторые мудрецы считают, что точное время прихода Мессии было определено Создателем в начале творения и не известно человеку, однако Создатель может приблизить приход Машиаха и наступление золотого века, если евреи того заслужат. Хотя попытки высчитать срок прихода Мессии прямо осуждаются Талмудом (чтобы не возникло разочарование и отчаяние в том случае, если Машиах не придет в рассчитанное время), многие мудрецы пытались рассчитать эти сроки. К числу этих мудрецов относятся и такие авторитеты иудаизма, как Раши, Рамбам, Абарбанель, Аризаль.

Каббалисты утверждают, что рассчитанные этими мудрецами сроки не были ошибочными, но реализовались преимущественно в духовном аспекте и лишь в небольшой степени отразились на нашей реальности. Поскольку Машиах в нераскрытом виде присутствует в каждом поколении, у каждого поколения есть свой срок прихода Машиаха (кец), и в пределах этого срока появление Мессии особенно вероятно.

Израиль

Previous post Next post
Up