Замечания по проекту Концепции миграционной политики (продолжение)

Dec 19, 2011 15:37

Основные направления государственной миграционной политики

Повторим, что было бы желательно сделать отдельный раздел «Основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики», так как многие пункты подраздела о «механизмах» в разделе 6 не развивают, а лишь дублируют или незначительно конкретизируют положения раздела о «направлениях». Часть пунктов в разделе о «направлениях» сейчас скорее можно отнести к механизмам, а часть пунктов в разделе о «механизмах» недостаточно конкретны, чтобы считаться «механизмами».

Поэтому было бы лучше, чтобы в объединенном разделе о «направлениях и механизмах» в ряде случаев (если есть и направление деятельности, и найдены конкретные решения) формулировки пунктов были такими: «содействие тому-то путем…» или «Содействие/развитие/ совершенствование тому-то/ того-то… Для этого делать/ реформироватьто-то и то-то таким-то образом».

Исходя из этих соображений, предложения автора о некоторых конкретных механизмах реализации миграционной политики добавлены именно сюда, а не в раздел о «механизмах». Если же объединения разделов не произойдет, то предложения надо будет перенести туда.

Здесь надо заметить, что отдельные мероприятия могут способствовать решению не одной, а двух и более задач. Вообще многие задачи в области миграционной политики невозможно решать изолированно друг от друга.

Желательно, чтобы в этом разделе было меньше общих слов и больше конкретных рекомендаций. Слишком расплывчатые формулировки не дают представления о том векторе, в котором должна развиваться миграционная политика РФ. Например, слово «совершенствование» может на практике означать что угодно. Если направление, в котором надо «совершенствовать», не вызывает сомнений, то оно должно быть указано достаточно четко.

В области расширения возможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное жительство для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан

Это новый раздел.

Стилистически «постоянное жительство» звучит немного не по-русски. Есть устойчивое словосочетание «вид на жительство», но в данном случае лучше сказать «постоянное проживание».

Раздел лучше поставить вторым номером, после трудовой миграции, так как именно дефицит трудовых ресурсов будет самой острой проблемойна ближайшие 15 лет. Кроме того, именно легальная трудовая деятельность должна быть важнейшим каналом восполнения постоянного населения за счет миграции.

Рассмотрим теперь некоторые пункты этого раздела.

1. «Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающихза рубежом, и возвращению эмигрантов». Это слишком общие слова. Тут должны быть конкретные меры по расширению возможностей для переселения соотечественников в Россию, по корректировке законодательства и по оценке результатов действия Госпрограммы. Например, будет ли и дальше расширяться перечень регионов, участвующих в Программе? Появится ли возможность в какой-то форме участвовать в Программе у соотечественников за пределами трудоспособного возраста? И почему они не могут участвовать в Программе, если трудоспособные соотечественники, участвующие в Программе, имеют право получать российское гражданство в упрощенном порядке, не имея при этом законных источников средств к существованию? Появится ли возможность у соотечественников, проживающих и работающих в России в регионах, не участвующих в Госпрограмме, получить российское гражданство в упрощенном порядке? Появится ли у участников Программы при получении российского гражданства обязанность подтверждать свое владение русским языком на достаточно высоком уровне?

2. «Разработка программ стимулирования миграции в Российскую Федерацию предпринимателей иинвесторов». Пункт очень странный. Понятно, что миграция в Россию предпринимателей и инвесторов зависит, прежде всего, от инвестиционного климата, который в РФ неудовлетворителен. Но решение этой задачи лежит за рамками миграционной политики. Поэтому надо скорректировать формулировку. Например, таким образом: «упрощение получения статуса проживающих в РФ для предпринимателей и инвесторов».

3. «Упрощение правил переселения иностранных граждан в Российскую Федерацию в целях воссоединения семей и создания условий для семейной миграции». В данном случае вместо «упрощения» лучше сказать «совершенствование», так как последствия семейной миграции могут быть неоднозначными.

4. «Совершенствование института и процедур предоставления права на проживание в Российской Федерации».Прежде всего: лучше сказать «институтов», во множественном числе, так как сегодня их два. В данной области миграционное законодательство должно быть существенно скорректировано (это статьи 6-9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ»). В силу исключительной важности этой темы данный пункт должен стоять в разделе первым. Или это должны быть два отдельных пункта, так как данное направление должно быть конкретизировано, а смысловое наполнение институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство должно различаться более существенно, чем сегодня.

1) Инструмент разрешения на временное проживаниедолжен служить преимущественно целям статистического учета международной миграции, как это и предусмотрено действующим законодательством (Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан в РФ»). Поэтому выдача разрешений на временное проживание (РнВП) не должна квотироваться. Согласно рекомендациям ООН по статистике международной миграции, иностранные граждане, въезжающие в страну с целью работы или учебы на срок неменее 3 месяцев, должны в целях статистики считаться меняющими страну обычного проживания на срок учебы или работы. Следовательно, трудовой мигрант должен иметь возможность получить РнВП, если он имеет трудовой договор с работодателем на срок не менее 3 месяцев или оплатил патент на соответствующий срок. Такой порядок выдачи РнВП поможет существенно улучшить оценку имеющихся трудовых ресурсов.

Срок действия РнВП должен соответствовать сроку учебы или сроку действия трудового договора или патента (от 3 месяцев до 3 лет, с возможностью продления).

Переход на новые правила выдачи РнВП должен происходить постепенно. На первом этапе их следует выдавать лишь тем трудовым мигрантам, кто имеет трудовой договор на срок не менее 9 месяцев (за январь-сентябрь 2011 таких иностранных граждан было не больше 250 тысяч человек), и не ранее, чем после 6 месяцев легальной деятельности в России.

Такие требования закона для получения иностранным гражданином РнВП, как наличие места для проживания и легального дохода в размере не ниже прожиточного минимума в данном регионе, должны остаться в силе. Отсюда должно следовать усиление социальной ответственности работодателя за привлекаемого на работу иностранногогражданина. Поэтому работодатель должен быть обязан обеспечивать трудовым мигрантам, внешним и внутренним, возможность проживания в жилом помещении,соответствующем установленным санитарным нормам, и помощь во временной регистрации в этом помещении. Это может быть общежитие, съемная квартира или жилое помещение, находящееся в собственности работодателя. Альтернатива -достаточный уровень заработной платы, чтобы работник мог снимать жилое помещение самостоятельно.

У этой меры есть несколько достоинств. Во-первых, она поможет снижению безработицы в регионах России, так как сделает работу в другом регионе более привлекательной для потенциальных внутренних мигрантов, а также снизит для работодателя относительную привлекательность международных трудовых мигрантов. Во-вторых, такая мера может способствовать более равномерному размещению производства в Российской Федерации, так как регионы с низкой стоимостью аренды жилых помещений станут привлекательнее для инвестиций и предпринимательства. В-третьих, это будет способствовать повышению миграционной привлекательности России.

Иностранный гражданин, работающий по патенту, для получения РнВП должен иметь место проживания, но при этом не следует вменять ему в обязанность доказывать, что его заработок не ниже прожиточного минимума.

Если квотирование выдачи трудовым мигрантам РнВП будет отменено, а количество выдаваемых РнВП увеличится, то появятся новые возможности для семейной миграции. Именно поэтому правила предоставления РнВП в рамках воссоединения семей должны быть прописаны в законе более жестко, чем сегодня. Главным отличием от действующего законодательства должно стать более жесткое требование к минимальному уровню легальных доходов семьи, с которой воссоединяется иностранный гражданин. Он должен исчисляться как сумма прожиточного минимума на каждого члена семьи плюс средняя рыночная стоимость аренды жилья, соответствующая по площади и уровню благоустройства установленным санитарным нормам. Тогда будут менее важны «возможности данного субъекта по обустройству иностранных граждан» (115-ФЗ, ст. 6, п. 2), так как обустройство станет в основном задачей принимающей семьи. Сегодня в законе лишь указана необходимость иметь среднедушевые доходы не ниже прожиточного минимума. Но, как известно, прожиточный минимум, устанавливаемый для каждого субъекта РФ, не предусматривает аренду жилья по рыночным ценам. Стоимость аренды жилья для расчетов (на семью из n человек) должна устанавливаться в том же порядке, что и прожиточный минимум. Без сведений о доходах семьи выдача РнВП должна стать возможной лишь в двух случаях: 1) если ребенок воссоединяется с родителем, имеющим российское гражданство, и не имеет другого родителя за пределами РФ, и 2) если нетрудоспособный родитель воссоединяется с сыном или дочерью, имеющими российское гражданство, и не имеет ни супруга, ни другого сына или дочери за пределами РФ.

Сегодня требования об уровне доходов принимающей семьи не распространяются, в частности, на студентов и аспирантов дневных отделений российских вузов. По новым правилам это должно быть возможным в двух случаях: если иностранный студент/ аспирант привозит с собой необходимую для проживания сумму, либо получает право осуществлять в России трудовую деятельность.

2) В отличие от РнВП, вид на жительство должен оставаться ступенью процесса натурализации иностранных граждан, поэтому его выдача должна иметь количественные ограничения. Как и сегодня, вид на жительство должен выдаваться лишь тем иностранным гражданам, кто прожил в России на основании разрешения на временное проживание не менее 1 года (за исключением высококвалифицированных специалистов), однако лишь на конкурсной основе. К конкурсу на получение вида на жительство следует допускать лишь тех иностранных граждан, у кого легальный доход в России превышает прожиточный минимум на сумму, необходимую для аренды жилья по рыночным ценам. Общие правила конкурса (балльную систему в общем виде) должно устанавливать федеральное законодательство. Однако конкретные параметры конкурса в каждом регионе на следующий год должен устанавливать законодательный орган власти субъекта РФ путем открытого обсуждения.

Одним из важнейших пунктов в балльной системе должен стать совокупный объем налогов, уплаченных иностранным гражданином за весь период проживания и/или деятельности в России (включая социальные налоги, уплаченные работодателем за данного работника). Таким образом, с течением времени вероятность успешного прохождения конкурса и получения конкретным иностранным гражданином вида на жительство будет расти.

В области разработки дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной российской экономикой

Формулировка задачи стала более адекватной, раздел существенно доработан и значительно улучшен.

Но все же есть пункты, вызывающие вопросы, и есть моменты, которые хотелось бы добавить.

1. «Создание эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда». Задача в том виде, как она здесь сформулирована, абсолютно утопическая. Если это задача научная, ее надо поставить либо в конце раздела, либо в раздел об информационном и научном обеспечении миграционной политики. А если речь идет о задаче, направленной нарешение актуальных проблем, то ее лучше было бы переформулировать, например,следующим образом: «Создание эффективных механизмов оценки текущей потребности в иностранной рабочей силе с учетом ситуации на рынке труда».

Можно также объединить этот пункт со следующим, где говорится об отказе от квотирования, так как «отказ» - это не направление, а разовое действие.

2. Далее остро не хватает пункта о снятии или хотя бы снижении административных барьеров для предпринимателей в области привлечения иностранной рабочей силы - это чрезвычайно важное направление, в котором должна развиваться российская миграционная политика. Не секрет, что сегодня работодатели сталкиваются с большими бюрократическими трудностями при привлечении иностранной рабочей силы, что тормозит экономический рост и провоцирует нарушения миграционного законодательства. Можно также добавить в формулировку данного пункта положение о снижении барьеров для легальной занятости иностранных граждан.

В качестве механизма можно предложить порядок действий, который был частично озвучен в процессе обсуждения Концепции. А именно: право на привлечение иностранного гражданина на конкретную вакансию работодатель должен получать после того, как в течение 3 месяцев на данное рабочее место не найдется претендента-россиянина. Исключение должны составлять иностранные граждане, которые прежде уже занимали данное рабочее место в течение не меньше12 месяцев (не обязательно подряд). При этом в течение указанных 3 месяцев со дня размещения открытой информации о вакансии работодатель должен иметь право привлекать на данное пустующее рабочее место иностранного гражданина либо в порядке заемного труда, либо по трудовому договору на срок не более 3 месяцев.

3. «Развитие программ стимулирования миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов». Практически полное дублирование сомнительного по формулировке пункта предыдущего раздела. Здесь уместнее сказать «упрощение процедур въезда, пребывания и выезда».

4. «Совершенствование механизмов стимулирования отдельных категорий иностранных работников к получению статуса проживающих в Российской Федерации». Пункт надо перенестив предыдущий раздел, где говорится о привлечении иностранцев на проживание в РФ.

5. Не хватает пункта: «Упрощение для трудовых мигрантов прохождения процедуры медицинского освидетельствования».

6. Не хватает пункта об обязательности получения мигрантами из безвизовых стран разрешения на работу самостоятельно, без посредников, и об их праве на смену работодателя.

7. Не хватает пункта: «Расширение возможности трудоустройства обладателей патентов». Следует разрешить иностранным гражданам, приобретшим патенты на работу у физических лиц, заключать краткосрочные (на срок менее 3 месяцев и не более 6 месяцев в течение года) трудовые договоры с работодателями - юридическими лицами. Это повысит эффективность использования и мобильность имеющихся в стране трудовых ресурсов.

8. Не хватает пункта: «Содействиеповышению квалификации иностранными трудовыми мигрантами». Это поможетболее эффективному использованию трудовых ресурсов.

9. Введение ограничений на количество привлекаемых на работу иностранных граждан, если это по какой-либо причине отвечает интересам россиян из числа местных жителей, должно быть прерогативой субъектов РФ (по предложениям муниципалитетов), но никак не федеральных органов власти.

В области содействия повышению внутренней миграции населения Российской Федерации

Раздел доработан и улучшен. Однако формулировка названия раздела неудовлетворительна. Желательно либо вернуть прежнее название, либо заменить «содействия повышению» на «снижения барьеров». Внутренняя мобильность - не самоцель, а лишь одно из средств достижения россиянами своих целей.

Можно добавить пункт об учреждении оргнабора подростков, окончивших 9 класс в регионах с высокими уровнями рождаемости и безработицы, для обучения в различных средних профессиональных учебных заведениях страны.

В области содействия образовательной миграции в Российскую Федерацию и поддержки образовательной мобильности

Раздел значительно расширен.

1. «Обеспечение преференций в получении вида на жительство выпускникам российских учреждений высшего и среднего профессионального образования из числа иностранных граждан». Пункт новый и не очень удачно сформулированный. Иностранные граждане, получившие профессиональное образование в России, должны иметь право на работу. А преференции в получении вида на жительство должны иметь только те из них, кто уже трудоустроился и успешно трудится в России.

2. В данном разделе можно добавить пункт о повышении квалификации трудовых мигрантов. Кроме того (или в развитие темы), очень желательно предоставление иностранным гражданам, имеющим разрешение на временное проживание, права бесплатного обучения в общеобразовательных школах независимо от возраста. Для этой цели вполне подойдут вечерние (сменные) школы.Такое право расширит возможности для получения иностранными гражданами профессионального образования в РФ.

3. Стоит также рассмотреть вопрос о введении дифференцированной оплаты обучения в зависимости от успеваемости. Это сделает образование в России привлекательнее для наиболее одаренных студентов.

В области содействия адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формирования взаимной толерантности между мигрантами и местным населением

Раздел дополнен.

1. «Содействие натурализации детей иностранных граждан и лиц без гражданства». В отношении детей иностранных граждан пункт спорный.

2. Доступ к социальным и медицинским услугам выходит за рамки темы адаптации и толерантности. Такие пункты надо перенести в новый раздел о создании/ совершенствовании системы социальной и юридической защиты мигрантов.

3. В данном разделе также нужен пункт о праве на обучение в общеобразовательных школах независимо от возраста. Распространение такой практики послужит отличным средством социализации мигрантов и формированию взаимной толерантности. Учтем также, что вечерние школы есть в большинстве регионов (если не во всех), а не только в тех субъектах РФ, где приток мигрантов особенно велик. Используя уже имеющиеся институты, можно сэкономить средства на «формирование инфраструктуры».

В области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов

Раздел новый и, безусловно,необходимый.

В области противодействия незаконной миграции

Раздел незначительно изменен.

Некоторые изменения нуждаются в стилистической правке. Так,в пункт «совершенствование взаимодействия, в том числе обмена информацией на внутригосударственном уровне и с компетентными органами других стран по вопросам незаконной миграции» неудачно добавлено слово «межведомственного».Получилось масло масляное, т.е. тавтология.

В области создания (или совершенствования, реформирования) системы социальной и юридической защиты мигрантов

Это новый раздел, которого пока нет в проекте Концепции.

Подчеркнем, что защита прав мигрантов является одновременно защитой российского рынка труда, снижая привлекательность для недобросовестных работодателей бесправной рабочей силы.

1. Сюда надо перенести пункты о доступности для мигрантов социальных, медицинских и образовательных услуг в зависимости от правового статуса иностранных граждан. Необходимо разработать стандарты минимальных социальных гарантий трех уровней: для граждан РФ, для иностранцев, имеющих вид на жительство, и для иностранцев, имеющих разрешение на временное проживание.

2. Мигрантам необходима также доступная и оперативная юридическая помощь. С этой целью надо ввести пост «уполномоченного по правам мигрантов», внешних и внутренних, с круглосуточной и многоканальной бесплатной телефонной линией.

3. Работодатели должны быть обязаны обеспечивать трудовым мигрантам, внешним и внутренним, условия проживания, соответствующие установленным санитарным нормам. Подробнее об этом уже говорилось выше, при описании необходимого реформирования института разрешения на временное проживание.

4. Надо дополнить определение «трудовой деятельности» в миграционном законодательстве в соответствии в ТК РФ, а именно: что трудовые отношения возникают и при отсутствии трудового договора, если иностранный гражданин фактически приступилк работе. Государство должно защищать права трудовых мигрантов, в том числе работающих без заключения трудового договора и не имеющих разрешения на работу, на получение заработной платы в полном объеме.

5. Необходимо совершенствовать налоговую систему в части сбора и использования налогов на труд мигрантов, в том числе социальных отчислений.

6. Необходимо заключение договоров со странами, входящими в Таможенный союз, о пенсионном и социальном обеспечении трудовых мигрантов. Возможно, подобные договоры нужны также со странами СНГ и другими странами - поставщиками рабочей силы.

В области содействия возвращению трудовой деятельности иностранных граждан в правовое поле и противодействию нелегальной занятости

Это новый раздел, которого пока нет в проекте Концепции.

Решение этой задачи должно быть приоритетным направлением миграционной политики по двум причинам. Во-первых, из-за того, что нелегальная занятость приобрела огромные масштабы. Во-вторых, также потому, что в условиях предстоящего снижения не только численности российских трудовых ресурсов, но имиграционного потенциала стран постсоветского пространства, Россия фактически стоит перед дилеммой: либо относиться к нелегально занятым мигрантам из постсоветских государств как к ценному ресурсу легального труда, либо в будущем привлекать больше мигрантов из Китая.

1. Надо дополнить определение «трудовой деятельности» в миграционном законодательстве в соответствии в ТК РФ, а именно: что трудовые отношения возникают и при отсутствии трудового договора, если иностранный гражданин фактически приступил к работе. Это повторение пункта из предыдущего раздела. Однако введение данной меры может стать существенным подспорьем в борьбе с нелегальным наймом иностранной рабочей силы.

2. Расширение возможностей для легальной занятости мигрантов из стран с безвизовым въездом. Дляэтого надо снимать излишние ограничения, нередко провоцирующие нелегальную занятость. В частности, надо:

- облегчить условия получения разрешений на работу на срок до 3 месяцев. Для этого должно быть достаточно проекта трудового договора с работодателем. Впоследствии разрешение на работу должно продлеваться в соответствии со сроком трудового договора;

- обладателям патентов на трудовую деятельность у физических лиц разрешить работать в любом регионе РФ независимо от места получения патента, а также разрешить им заключать краткосрочные (на срок менее 3 месяцев и не более 6 месяцев в течение года) трудовые договоры с работодателями - юридическими лицами;

- выдавать иностранным студентам и аспирантам разрешения на работу без каких-либо ограничений.

3. Необходима решительная борьба с попрошайничеством мигрантов, в том числе путем увольнения полицейских, которые не пресекают данное явление (следовательно, с большой вероятностью с этого кормятся). В Москве нередко можно наблюдать «бригады» иностранцев-попрошаек, «работающих» на виду у полицейских.

4. Иностранные граждане из безвизовых стран, нелегально занятые разрешенной законом деятельностью, не должны подлежать депортации из страны.

5. Следует ввести мораторий на наказание иностранных граждан из безвизовых стран, нелегально занятых разрешенной законом деятельностью, до тех пор, пока очереди в подразделениях в сфере миграции на подачу заявлений на получение патента не сократятся до 1 часа. Вместо наказаний надо помогать трудовым мигрантам оформлять трудовые договоры и прочие необходимые документы.

4.     Международное сотрудничество

Раздел доработан, появились новые пункты.

1. Не хватает пункта о заключении соглашений со странами, входящими в Таможенный союз, о пенсионном и социальном обеспечении трудовых мигрантов. Возможно, подобные договоры нужны также со странами СНГ и другими странами - поставщиками рабочей силы.

2. Необходимо также заключение двустороннего соглашения с Украиной о предоставлении гражданам обоих государств таких же условий осуществления трудовой деятельности, как и для участников Таможенного союза. Причем независимо от того, станет ли Украина членом Таможенного союза.

5.     Информационное обеспечение реализации государственной миграционной политики

Раздел значительно доработан.

Надо скорректировать название раздела на «информационное и научное обеспечение…»: это будет полнее отражать его содержание.

«Совершенствование механизмов сбора, хранения, обработки и распространения информации о миграционной ситуации в России» - тут слишком емкое содержание для подпункта. Это должен быть отдельный пункт, в котором должны быть расписаны хотя бы некоторые наиболее важные моменты, которые сегодня являются белыми пятнами. Например, должна собираться подробная информация о работающих в России гражданах Беларуси и Казахстана (численность по регионам, видам деятельности и профессиональному составу); должна быть общедоступна информация о численности работающих в РФ иностранных граждан по странам происхождения и регионам России; должна собираться и публиковаться информация о численности пересекающих российскую границу россиянах (прибывающих и выбывающих); должна собираться и публиковаться информация о рождаемости (численность) и смертности (общая численность и возрастные коэффициенты) находящихся в России иностранных граждан; должна собираться и публиковаться информация о внутренней трудовой миграции (работа за пределами региона/ населенного пунктапостоянного проживания).

6.     Основные механизмы и этапы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации

Повторим, что многие «механизмы» лишь дублируют положения «направлений».

В области расширениявозможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное жительстводля соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорийиностранных граждан

«Введение ускоренного (упрощенного) порядка получения гражданства Российской Федерации лицами, имеющими вид на жительство и являющимися предпринимателями, инвесторами,квалифицированными специалистами и членами их семей, а также выпускниками российских учреждений профессионального образования». Пункт новый и сомнительный. Во-первых, есть большая разница между ускоренным и упрощенным порядком получения гражданства РФ. Можно еще согласиться с ускоренным порядком предоставления гражданства этим лицам, но не с упрощенным, который снимает к претендентам на гражданство часть важных требований. Во-вторых, если вступит в силу новый порядок предоставления разрешения на временное проживание и вида на жительство, то для указанных категорий иностранных граждан тем самым облегчитсяи возможность получения гражданства РФ. В-третьих, не будем забывать, что предоставление гражданства означает дополнительную ответственность государства.

В области разработки дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностраннойрабочей силы, востребованной российской экономикой

1. «Увеличение срока действия разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности». Неточная формулировка. Было бы правильнее: «увеличение максимального срока действия…».

2. «Создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов». Непонятно, зачем в одном пункте объединять два совершенно разных вида деятельности.

В области содействия образовательной миграции в Российскую Федерацию и поддержки образовательной мобильности

1. «Разработка системы грантов для граждан Российской Федерации, получивших профессиональное образование за рубежом, с целью содействия их возвращению». Пункт абсолютно несправедливый в социальном плане! Я категорически против!

2. В прежнем варианте Концепции содержалось полезное предложение о введении возможности «изменения без выезда с территории Российской Федерации целей поездок и приглашающей (принимающей) стороны». Теперь его нет. Это уже сделано?

Этапы реализации

1. На первом этапе реализации Концепции необходимо покончитьс нелегальной занятостью иностранных граждан как с массовым явлением. Учитывая предстоящую ситуацию на рынке труда и принимая меры, о которых говорилось в соответствующем разделе, это вполне реально сделать за 4 года.

2. Среди мероприятий первого этапа - «создание инфраструктуры для интеграции и адаптации, включая центры информационной и правовой поддержки мигрантов, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации». Если использовать для этой цели имеющиеся школы для взрослых, можно, во-первых, сэкономить бюджетные средства. Во-вторых, именно среди низших социальных слоев российского общества больше всего распространена ксенофобия, и именно из таких слоев больше всего доля обучающихся в таких школах (надеюсь, на меня никто не обидится, потому что я и сама когда-то заканчивала именно вечернюю школу). Поэтому включение иностранных граждан в число обучающихся в таких школах, совместное обучение с россиянами, может стать противоядием от ксенофобии для российского контингента этих школ.

3. «Уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации государственной миграционной политики» понадобится не только на третьем, но и на втором этапе.
Previous post Next post
Up