Песня по субботам. Выпуск 13й.

Nov 20, 2011 17:11

Оригинал взят у zajcev_ushastyj в Песня по субботам. Выпуск 13й.

Продолжаем двигаться из глубин времен к нашим дням.
Сегодня в нашей программе Харуэ Момояма, виртуоз шямисэна и мастер старинных песен.

Шямисэн 三味線 - трехструнный щипковый японский музыкальный инструмент, на котором играют обычно с помощью плектра, так называемого "бачи".
Шямисэн появился в Японии примерно в 15-16 веках, модифицировавшись из "саншина" - аналогичного инструмента, существовавшего в так называемом Королевстве Рюкю (Окинава и прилегающие острова Рюкю), где в свою очередь был модифицирован еще на пару веков ранее из китайского "саньсаня".

Харуэ Момояма 桃山 晴衣 (настоящее имя Харуэ Каджима 鹿島晴江). Родилась 22 июня 1939 года в Токио, в семье профессиональных музыкантов. С 6 лет начала изучать игру на шямисэне. В 24 года стала ученицей Сэнджю Миязоно IV 四代目宮薗千寿, мастера игры на шямисэне и Живого Национального Достояния Японии. Была единственной ученицей, которой позволено было жить в доме Миязоно.

Харуэ активно интересовалась историей традиционной японской песни и вместе со своим отцом Дайджи Каджима 鹿島大示 пыталась восстановить по сохранившимся записям звучание музыки прошлых веков.

Видео номер раз. "Рэнбо Нагаши" - древнейшая из записанных и сохранившихся мелодий для шямисэна. 1687 год. 

image Click to view


Шямисэн как инструмент быстро завоевал популярность у японского простонародья. По дорогам японщины бродили слепые музыканты обоих полов и пели старинные сказания про великих героев прошлого или очень трагические любовные истории, поддерживая рассказ драматическим бренчанием шямисэна. Трехструнный инструмент сопровождал представления театров Кабуки и Бунраку, исполнители играли одну из основных ролей в представлениях - "от автора". 
За время Эдо периода японской истории появилось и развилось несколько стилей исполнения на шямисэне. Три основных культурных центра средневековой Японии (Эдо, Киото и Осака) создали и поддерживали свои стили и их исполнителей. Стили эти носят обычно названия авторов и первых исполнителей. 
Один из старейших стилей - миязоно-буши 宮薗節, созданный в Киото Миякоджи Сонохачи 宮古路薗八. К 20 веку этот стиль почти вымер.

Харуэ Момояма посвятила всю свою жизнь восстановлению старого стиля исполнения.

Видео номер два.  Миязоно-буши в исполнении Харуэ Момояма. 

image Click to view


На основе восстановленных стилей и своего понимания древнего искусства Харуэ Момояма создала свой стиль исполнения: "имаё-джёрури" 今様浄瑠璃.

Видео номер три. "Огури-ханган Тэрутэ-химэ". Партия шямисэна и песня - Харуэ Момояма (стиль "имаё-джёрури"), танец - Казуо Оно 大野一雄 (один из создателей стиля танца "буто"). 

image Click to view


В интернетах нашла краткий пересказ легенды, положенной в основу: жена Огури-хангана, Тэрутэ-химэ, тащит на плетеной из соломы волокуше своего больного и неспособного двигаться мужа из Эдо в Хонгу (теперешняя Вакаяма), на источники, вода которых могла бы исцелить несчастного. В конце концов доволокла таки и муж исцелился. История верности и жертвенности, короче.

ВотЪ. 
Всем, кто одолел этот пост - хороших выходных! И остальным - тоже.     

слушаем

Previous post Next post
Up