Молился ли ты на ночь, Отелло?

Feb 26, 2017 00:44

На днях встречались с нашими друзьями, Майлзом и Лианой. Лиана - актриса, много лет играющая в местных театрах и периодически снимающаяся в тех немногих профессиональных фильмах и сериалах, которые изредка добираются до нашей совсем не киношной провинции.
Сидим, беседуем о жизни, делимся новостями, и тут Лиана огорошивает нас заявлением, что отказалась от роли в одной пьесе. Мы крайне удивились - в прошлую встречу она об этой пьесе и о репетициях рассказывала с большим воодушевлением. Пьеса рассказывала о иракских женщинах и их видении войны, но поскольку столько профессиональных актрис иракского происхождения в нашем городе не сыскать, режиссёр решил сделать несколько другой взгляд и набрал на главные роли женщин самых разных рас и национальностей. Лиана в этом ансамбле была единственной белой женщиной...
Разумеется, мы поинтересовались, что случилось, почему она отказалась от роли.
И она рассказала нам весьма поучительную историю. До сих пор её кручу-верчу - и всё никак в голове до конца уложить не могу.
В одном нашем местном театре, который существует в городе уже почти 60 лет, что для такой молодой страны как Канада - солидный срок, решил поставить "Отелло". Как поясняла режиссёр, они хотели модернизировать шескпировскую пьесу - ставить они её собирались в пост-апокалиптическом сеттинге, где традиционные структуры власти полностью изменились, и хотели сфокусироваться на проблеме борьбы полов.
С таким неортодоксальным подходом и с такими целями на роль Отелло они выбрали... женщину.
Актриса, получившая роль, обрадовалась - мол, классно же, такая пьеса наверняка должна стимулировать дискуссию о женщинах на позициях власти, о маргинализации женщин и о нетрадиционных гендерных отношениях, ведь в этой пьесе Отелло и Дездемона предстанут любовницами-лесбиянкамии - словом, всё в современном тренде.
Но неожиданно такое решение режиссёра породило настоящее цунами недовольства.
До такой степени серьёзное, что актрисе, почти уже ставшей на сцене Отелло, даже посыпались анонимные угрозы расправы, и пришлось привлекать полицию и начинать уголовное преследование.
И в связи с этим пьесу отменили вообще.
(Вот вам и провоцирование дискуссии о женщинах на позициях власти - даже пьесу на эту тему поставить не могут!)
Что возмутило народ? Не то, что Отелло будет женщиной, нет. То, что Отелло будет белым (в данном случае - белой). Вы, мол, привлекаете внимание к одному виду дискриминации (по гендеру) за счёт попрания другого вида дискриминации (по расе)
Много я тут чего хочу сказать по этому поводу, но, боюсь, ЖЖ просто не примет такой длинный пост, поэтому промолчу :)
Что возмутило Лиану и заставило её отказаться от роли в другой пьесе?
Реакция собратьев по ремеслу.
Когда актрисе, почти ставшей Отелло, посыпались угрозы, и всё это стало достоянием общественности, большинство местных актёров поспешили её осудить - да как она посмела вообще согласиться на такую роль? О чём она думала? Как могла ТАК попрать чувства "людей цвета"? В общем, облили помоями и отвернулись. Да так жёстко, что эта бедная актриса с тех пор замучилась извиняться за своё страшное преступление! Театр, кстати, тоже.
И Лиана, соответственно, решила, что ей, во-первых, никак не улыбается получать угрозы своей жизни от тех, кто может оказаться возмущён, что иракскую женщину играет женщина белая и, во-вторых, она очень разочарована в реакции своих собратьев по ремеслу на Отелло и теперь не сомневается, что случись ей из-за той пьесы стать объектом преследования, вместо того, чтобы её поддержать, от неё точно так же отвернутся и загнобят.
(Тут, думаю, будет уместна глубокая пауза...)
Промежуточный вывод - чрезвычайно интересная получается ситуация, когда сталкиваются друг с другом два вида равно оскорблённых дискриминаций и начинают выяснять, кто же их них кого сильнее оскорбил.
Или ещё короче - полный толеразм.

мозаика будней, канадские эпизоды

Previous post Next post
Up